02:21 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1340

Человечек-человечек, ты составлен из словечек

Рязанский поэтический проект «Живое» отметил вторую годовщину презентацией нового сборника

Строки, вынесенные в заглавие, принадлежат рязанскому поэту Сергею Свиридову. Он, как и другие авторы, работающие с проектом «Живое», пишет обо всем – но в каждой его строке, в каждом образе таится размышление об изменчивости мира и о том, как людям с этим жить. Поэты «Живого» не боятся новых форм высказывания и берутся за любые темы, поэтому новый сборник, презентация которого состоялась в клубе «Дом Культуры» 13 ноября, получился очень разноплановым и в то же время однородным.

Праздничный вечер открылся «видеопоэзией» – короткими фильмами, где авторы читают свои стихи, находясь в кадре или вне его. Гости следили, как на экране менялись лица и маски, комнаты и улицы. Особенно интересным получился фильм «Рука», где под чтение автора чья-то рука стирала с доски детский рисунок мелом. Для авторов «Живого» видеопоэзия – способ по-новому рассказать то, что заложено в их стихотворениях.

С помощью видео к зрителям обратились и иллюстратор нового сборника Екатерина Горбачева, и сооснователь проекта Юлия Грекова. Девушки не смогли прийти на праздник лично, поскольку Юлия недавно стала матерью, а Екатерина переехала в Санкт-Петербург и работает с проектом на расстоянии. По словам Грековой, проект выходит на новый уровень, приобретая и теряя что-то в своем движении. «У нас уже пропал тот задор, то ощущение всесилия, которые были в самом начале. Отчасти это потому, что многие наши слушатели не до конца понимают, что мы хотим до них донести. Возможно, просто сложно привыкнуть к новой форме выражения», – отметила Юлия.

И впрямь, пока поэтический проект остается малоизвестным в Рязани, его участники получают литературные премии и ведут активную творческую жизнь. Так, автор «Живого» Ольга Мельник со своими произведениями вошла в этом году в лонг-лист всероссийской премии «Дебют», а пьеса Игоря Витренко заняла свое место в шорт-листе Волошинского конкурса. Не отрывается проект и от своих коллег в других городах, периодически устраивая вечера поэзии и фестивали. Одним из последних крупных мероприятий стал фестиваль «Лубок к родине» памяти рязанского поэта Алексея Колчева, прошедший в начале августа в областной библиотеке имени Горького. На фестивале собрались гости со всей России, из стран Европы и США, причем помимо чтений проводились «круглые столы» на тему современной поэзии.

Литературные вечера, где живое слово соседствует с искусством перформанса, видео и музыкой, часто шокируют, удивляют гостей. У нынешних авторов в ход идет все: размышления, фантазии и случай за окном могут сливаться воедино, но читателям еще предстоит к этому привыкнуть. Наибольший отклик у слушателей вызывают понятные образы, которыми часто пользуется Сергей Свиридов:

мне по нраву простое желание жить

видеть стрижей и говорить стрижи

быть в темноте и говорить темно

я почти счастлив я почти счастлив но

За весь творческий вечер авторы «Живого» давали зрителям возможность вдоволь пофантазировать и примерить ситуации на себя. Тамбовский поэт Антон Веселовский рассказывал истории из жизни студенток литфака, «опьяненных знаниями», Игорь Витренко показал альтернативную историю студента Раскольникова, который пел под гитару в переходе, а гость из Пскова Артем Верле заставил слушателей задуматься над аллегоричной историей вражды рыси и зайца. Но особенно светлым стало выступление Екатерины Чистовой. «Для меня «Живое» – это отдушина», – призналась девушка.

После презентации все желающие смогли приобрести новый сборник, в который вошли почти все новые и значимые творения авторов «Живого». К слову, деньги на его издание основатели проекта собирали в Интернете с помощью своих читателей и единомышленников, которые «вложились» в книги и получили по экземпляру. И если раскрыть книгу, то в ней мелькают понятные, но очень таинственные образы – бесконечные замочные скважины, окна, ветки деревьев и многое другое. А с развернутой обложки на тебя смотрят глаза – тоже бесконечные и немного странные, но точно живые. Как и вся современная поэзия – нужно просто пристальнее всмотреться в нее.

Татьяна Клемешева

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 219 (4767) от 22 ноября 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Подписка станет доступнее
«Почта России» выделила 600 млн. на поддержку подписной кампании на первое полугодие 2015 года
Валентина Севостьянова
«Рязань-ВДВ»: пост сдан
Вячеслав Чирков
Читайте в этом номере: