В средние века побеги из мест заключения были сведены к минимуму. Отбывать наказание осужденным приходилось в жесточайших условиях. На шею надевали тяжелую металлическую рогатку. И ни отдохнуть, ни поспать. А еще к колоде приковывали, с которой не то что бежать – идти было невмоготу. И таких предметов, ограничивающих свободу человека за решеткой, насчитывалось больше десятка.
– Предметам, отражающим дореволюционный период развития уголовно-исполнительной системы, мы отвели подвальный этаж, – говорит руководитель музея, профессор кафедры философии, истории и уголовно-исполнительной системы академии ФСИН Юрий Реент. – Для размещения экспозиции нового здания строить не пришлось. Пригодились уже имеющиеся площади, после реконструкции которых насыщенный экспонатами музей выглядит светлым и просторным.
Музей отражает историю уголовно-исполнительной системы начиная с XII века. Новоделы орудий пыток и ограничения свободы того времени максимально приближены к оригиналам. Предметы, которые не удалось сделать, отражены на фотоснимках и в описаниях на стендах.
Посетители музея узнают, что тюремное заключение как форму наказания начали использовать только с 1550 года. До этого тюрьмы использовались лишь для содержания заключенных до суда. Государство было бедным и не могло иметь большое количество мест изоляции от общества. Малые формы наказания использовались только для незначительных преступлений. Чаще всего тюремное заключение в Средневековье было непродолжительным, а основными, наиболее действенными формами наказания считались либо штрафные санкции, либо телесные наказания, вплоть до смертной казни.
В «петровские» времена в России появляется такая форма наказания, как каторга. В экспозициях есть информация о том, как каторжане трудились на строительстве Санкт-Петербурга. В музейных витринах – одежда каторжанина и камера для каторжников.
– Такие просторные камеры в ту пору, конечно, нельзя было увидеть, – говорит руководитель музея Юрий Реент. – Они всегда были переполнены. На фотографиях мы видим, как это в реальности выглядело. И хотя изначально каторга задумывалась как направление преступников на галеры, то есть на Азовский и Балтийский флот, но по факту их стали использовать и для строительства флота, и для возведения новой столицы России, и для освоения рудников.
Каторга относилась к тяжелым формам наказания. Страшнее была только смертная казнь. Каторжане могли быть осуждены на конкретный срок от 3 лет и до конца жизни. Пожизненно осужденного каторжанина полностью вычеркивали из всех церковных книг. Он вообще как бы переставал существовать. Брак расторгался, и жены объявлялись вдовами. Это было единственной причиной, по которой церковь не возбраняла расторгать брак.
Наглядно показан в музее рубеж XIX и XX веков. В стране начинаются более широкие преобразования, заложившие основу нынешней уголовно-исполнительной системы. В частности, в 1879 году было создано Главное тюремное управление России.
– Оно и стало направляющей силой по реформированию, преобразованию и развитию всей системы, – говорит Юрий Реент. – Сегодня мы говорим уже о 135-летии уголовно-исполнительной системы (дату отмечали в 2014 году), точка отсчета которой – от создания этого учреждения.
Преобразований на рубеже веков в стране было много. Отменили клеймение, телесные наказания заключенных. Поскольку активно развивалась железнодорожная сеть, появились и новые формы сопровождения заключенных. Если раньше передвигались пешими этапами (известен Владимирский тракт, по которому проводилась переброска), то появляется Столыпинский вагон. Разрабатывал его, конечно, не Столыпин, но, будучи министром внутренних дел, именно он подписал документ. Была построена Транссибирская магистраль. Для освоения и заселения Сибири большое количество не только каторжан, а просто ограниченных в передвижении людей пересылали в Сибирь, Туркестан и на Дальний Восток, что было частью государственной политики.
– Вот эти шашки подарили музею офицеры академии Петр Бодько и Сергей Тютиков из своих домашних коллекций, – продолжает знакомить с экспонатами руководитель музея Юрий Реент. – Шашка драгунская укороченная вплоть до 1940 года была штатным оружием сотрудников тюремной охраны. Пистолеты были личным оружием начальствующего и оперативного состава.
Музей наглядно показывает не только развитие уголовно-исполнительной системы страны, но и рассказывает об истории Рязанской академии ФСИН России, созданной в 1934 году. По замыслу организаторов, музей послужит эффективным средством воспитания курсантов и офицеров.
– Именно сейчас, в условиях реформирования, важно преодолеть сложившиеся, отчасти негативные стереотипы о работниках уголовно-исполнительной системы в целом, – говорит начальник Рязанской академии ФСИН России Александр Крымов. – Важную роль в формировании положительного имиджа будет играть экскурсионная работа. На мой взгляд, музей в академии станет одним из факторов повышения престижа и авторитета сотрудника уголовно-исполнительной системы страны.