Это название говорит само за себя. Это и песня, и отчая природа, и память о юности. Именно такое заглавие дал своей новой книге известный поэт, член Союза писателей СССР и России Сергей Агальцов. Он наш земляк, родился в 1954 году в тогдашнем селе Сараи, детство и юность провел в Ухолове, по окончании литфака Рязанского пединститута учительствовал на Дальнем Востоке, работал тележурналистом в Туркмении, редактором столичного издательства «Современник».
Искренние, исполненные самых чистых чувств стихи Сергея Агальцова получили широкое признание. Он печатался в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Роман-журнал. ХХI век», в альманахах «Поэзия», «День поэзии», «Литературная Рязань», еженедельниках «Литературная Россия», «Московский железнодорожник». Стихи Сергея Агальцова входили в антологии «Русская поэзия. ХХ век», «Русская поэзия. ХХI век», трехтомную «Антологию русского лиризма. ХХ век» и многие другие издания.
В книгу «Соловьиная округа» Сергей Агальцов включил избранные стихи из своих предыдущих сборников: «Утренний проселок», «Шиповник», «Русская печаль», «Лирика», «Думы на родине». Есть в книге и проза, и размышления о поэзии, и воспоминания. Трогательно пишет Сергей Агальцов о своем наставнике, выдающемся русском лирике Анатолии Передрееве, встрече с дочерью Есенина – Татьяной Сергеевной, светло говорит о рязанских литераторах, дорогих ему еще со студенческой поры.
Собственное же поэтическое слово автора книги «Соловьиная округа» трепетно и незаемно. Вот, к примеру, изумительное стихотворение «Осинник»:
Небосклон влажно-синий.
В поле – через межу
Перейдя, я в осинник
На закате вхожу.
Заходящим светилом
Озарен, освещен, –
Пусть и осень, унылым
Мне не кажется он.
В нем бродил не однажды.
Вот брожу и сейчас.
Пестрой веткою каждой
Он мне радует глаз.
Оттого веселее
На душе у меня.
Он стоит – весь алея
И молчанье храня.
И еще строки Сергея Агальцова:
Благословен мой край любимый,
С печальным шумом тополей –
Такой родной, необходимый
Душе мятущейся моей!
Это незакатное чувство единения с отчим краем и составляет творческую сердцевину поэта, казалось бы, уже давно живущего в белокаменной, но опять и опять возвращающегося на Рязанщину, чтобы тихо, почти безмолвно произнести: «Здравствуй, родина! Вновь я дома».