05:43 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1680

Спасти от спайса

В последнее время проблема так называемой «спайсовой» наркомании звучит все чаще. К сожалению, Рязанская область не исключение из общего ряда; все учреждения и ведомства, занимающиеся решением проблемы, фиксируют увеличение синтетических наркотиков.

Клиническая картина

11-26-04Корреспондент «Рязанских ведомостей» встретился со специалистом, в своей практике сталкивающимся с последствиями употребления «спайсов», врачом-наркологом Сергеем Новиковым и узнал у него, почему эти вещества так опасны.




Сергей Новиков

Р.В. – Можно ли говорить, что зависимость от синтетических наркотиков обогнала традиционную наркоманию?

С.Н. – Да, это действительно так. Дело в том, что эти вещества дешевле наркотиков растительного происхождения. Ситуация осложняется еще и тем, что производители очень быстро меняют формулу и структуру этих наркотиков. И как только мы фиксируем определенные клинические проявления такой зависимости, через короткий промежуток клиническая картина резко меняется, так как изменилась химическая формула вещества. К тому же эти наркотики не определяются бытовыми тестами. Их можно обнаружить с помощью исследования, которое у нас делают только в наркологическом диспансере. Человека ставят на учет, если его тест будет положительным. Но, как показывает практика, по доброй воле в наркодиспансер мало кто идет. Сейчас начали проводить исследования волос на предмет следов синтетических наркотиков, но это исследование дорогое, и, естественно, не каждая семья может себе это позволить.

Р.В. – Чем страшны современные синтетические наркотики?

С.Н. – К ним очень быстро привыкают. Когда около пяти лет назад только появились «спайсы», они обладали эйфоризирующим действием, сейчас они стали больше походить на стимуляторы, а их действие длится не более 30–40 минут, и зависимый употребляет их снова и снова. В последнее время пациенты стали рассказывать о том, что в этих субстанциях появились вкрапления так называемых «солей», сильнейших психостимуляторов. От этого вида наркотиков люди сходят с ума.

В момент действия наркотика у них начинаются сильнейшие панические атаки. Они боятся, что их арестуют, им кажется, что за ними следят, у них появляются галлюцинации, параноидальные страхи.

Р.В. – Похоже на шизофрению?

С.Н. – Наблюдения за такими пациентами показывают, что эти вещества вызывают изменения психики, очень похожие на шизофрению. И фактически к нам они попадают с клиникой классического психбольного. И если такого пациента вовремя привели к врачу (как правило, сами они на это не идут), то обычные в таких случаях препараты являются эффективными. А если это сделать не удалось, мы получаем типичного психически больного человека. И вытащить пациента из этого состояния крайне сложно.

Р.В. – Можно ли лечить таких пациентов?

С.Н. – В амбулаторных условиях такие наркоманы практически не лечатся, у них формируется колоссальная тяга к наркотикам, которую очень трудно побороть. Ведь лечение предполагает определенную мотивацию к выздоровлению, исходящую от самого пациента. В моей практике было много ситуаций, когда пациент выходил от меня в нормальном состоянии, выполнял все назначения, а через час звонила его мама и сообщала, что он опять накурился. То есть тяга настолько сильная, что наши амбулаторные препараты малоэффективны. Поэтому мы склоняемся к мнению, что таких людей необходимо помещать либо в стационар, либо в реабилитационный центр.

Р.В. – Что можно посоветовать близким больных, как им быть в этой ситуации?

С.Н. – Конечно же, обращаться за помощью к специалистам. А после того как пройдет острая фаза, больного необходимо отправлять на реабилитацию. Но и здесь существуют свои подводные камни. Перед тем как определиться с центром, настоятельно рекомендую обратиться к любому профессиональному наркологу. Мы все эти центры знаем и поможем не совершить ошибку и подобрать правильное учреждение.

Криминальные схемы

11-25-32_1

Рязанское управление Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков постоянно ведет работу по пресечению каналов поставки и распространения синтетических наркотиков. О результатах такой работы, а также возникающих в ее процессе сложностях рассказывает и.о. начальника управления, полковник полиции Олег Андрияшкин.


Олег Андрияшкин

Р.В. – Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся с расширением распространения синтетических наркотиков?

О.А. – Ситуация действительно тревожная. В Рязани не зафиксировано смертельных случаев, связанных с употреблением спайсов, как это произошло в нескольких городах России, однако только в третьем квартале этого года, например, стало известно о трех десятках случаев отравлений. В настоящее время наркотики новых видов представляют значительный сегмент в незаконном обороте, и тенденция к дальнейшему расширению их рынка сбыта сохраняется. В 2012 году в Рязанской области изымались 6 в­идов синтетических наркотиков, в 2013 году – 8, в 2014 году – 10.

За 9 месяцев 2014 года УФСКН России по Рязанской области из незаконного оборота выведено 11 кг 166 г наркотиков синтетического происхождения. По количеству фактов изъятий они заняли лидирующее положение: 209 изъятий, или более 63% от общего количества.

Практически все изымаемые на территории региона курительные смеси произведены в Китае, который является сегодня одним из ведущих производителей психоактивных веществ.

Р.В. – Что необходимо сделать на законодательном уровне, для того чтобы более эффективно бороться с распространением новых наркотических препаратов?

О.А. – Поскольку проблема существует давно, наша служба выдвигала предложения по ее купированию. 29 октября Президент России внес в Госдуму законопроект о наделении ФСКН России правом налагать временный запрет на оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ. Речь идет о быстрой реакции на появление новых препаратов и привлечении к ответственности их распространителей. Закон, на наш взгляд, позволит преодолеть ситуацию. Сейчас за то время, которое обычно уходит на процесс внесения вещества в список запрещенных (а это не менее чем полгода), на нелегальном рынке наркотиков появляются сразу несколько новых веществ с тем же эффектом и принципом действия.

Р.В. – Какие трудности возникают при раскрытии преступлений, связанных с оборотом синтетики?

О.А. – Распространением синтетических наркотиков в масштабах страны занимаются организованные преступные группы, которые тщательно продумывают криминальные схемы и конспирируют свою деятельность. Это касается поставок из-за рубежа, выстраивания логистики внутри страны, развития дилерских сетей. Торговля осуществляется через сеть Интернет, через тайники. Прямые контакты продавцов и покупателей практически исключаются. Конечно, раскрывать сбытчиков стало сложнее. И все же у лиц, которые решили пойти этим путем, напрасно возникает иллюзия неуязвимости. В 2014 году УФСКН ликвидировано несколько преступных групп общей численностью более тридцати человек, занимавшихся торговлей синтетическими наркотиками. Это местные жители и приезжие из Украины, Башкирии, Нижнего Новгорода, Самары, которые были направлены сюда на «вахтовую» работу в качестве наркокурьеров – представителей интернет-магазинов.

В 2014 году совместно с управлением Роскомнадзора удалось закрыть или ограничить доступ к более чем пятидесяти интернет-ресурсам, содержавшим предложение продажи наркотиков и их пропаганду. Так что органы наркоконтроля постоянно совершенствуют свои методы работы и добиваются заметных успехов.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 222 (4770) от 27 ноября 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Чтобы память не подвела
Подведены итоги конкурса «Времен связующая нить»
Людмила Иванова
Бизнес на несчастье
Распространители курительных смесей втягивают в свои сети молодежь
Марина Шерфединова
Читайте в этом номере: