Три четверти – это и юбилей Рязанской филармонии (75 лет, на четверть меньше века), и нотный символ, и музыкальный размер вальса. Выставка посвящена самому великому из всех искусств.
Андрей Павлушин – один из самых деятельных фотохудожников Рязани. Его можно назвать художником-репортером. В каждом кадре он старается добиться максимальной выразительности формы, через которую, как известно, раскрывается внутренний мир.
Если бы в своей жизни он сделал только один фотоальбом – «Рязань уходящая. Острова памяти», то этим навсегда вписал бы себя в историю рязанской фотографии. Но это не тот человек, который довольствуется сделанным и живет на проценты с прошлого успеха. Андрей Павлушин не устает открывать для себя новые направления. Семь лет назад он впервые попал на концерт Дениса Мацуева и сделал серию удачных снимков. «Это был тот случай, когда хочется не снимать, а слушать. Но сессия получилась настолько удачной и выразительной, что музыка словно звучала на фотографиях. Думаю, во многом благодаря эмоциональности Дениса Мацуева и его отношению к проведению концертов», – рассказывает Андрей.
С тех пор он ведет фотосъемки выступлений лучших исполнителей классической музыки. И филармония признательна ему за то, что продолжается дело ушедших из жизни замечательных фотографов – Гурия Назарова, Евгения Каширина, Игоря Концевого, чьи концертные снимки обогатили культурный фонд Рязанской области.
Страсть, самоотдача, преклонение перед великим, экстаз, самозабвение в музыке и исполнительство, похожее на молитву, – все это на фотографиях Павлушина. Чтобы так снимать, нужно самому быть культурным человеком. А культура ведь выражается во всем, в ней мелочей не бывает. Иной раз только по мелочам и можно судить о вкусе и воспитании, а еще об ответственности человека с камерой в руках. Кто видел Андрея во время работы в концертном зале, наверняка обратил внимание на приспособление, которым он накрывает свой фотоаппарат. На сленге профессионалов оно называется «шубой» и служит для того, чтобы гасить звук от щелчков камеры. Согласитесь, бывает неприятно, когда весь трепет момента разрушает серийная работа затвора. Морщатся зрители, а уж как страдают музыканты, настроенные на каждый звук! Так что Андрей Павлушин без «шубы» на концерты никогда не ходит. Да и зритель стал требовательным, подкованным. Один раз Андрей забыл ее взять на спектакль в Москву, так одна зрительница с соседнего кресла спросила: «Почему вы снимаете без «шубы»?»
«Но даже с ней снимать приходится очень осторожно, – делится Андрей. – Только «на форте» и никогда «на пиано». Концерты дают не фотографам, а слушателям».
Своими фотографиями Павлушин охотно делится с музыкантами. Все отпечатки хранятся в областной филармонии, там уже проводились выставки работ фотохудожника.
«Надеюсь, что эта коллекция будет постоянно расширяться и обновляться. Складывается неплохая подборка по театрам Рязани, иногда удается снять репетиции, режиссеров и актеров. Естественно, премьеры. Выезжаем вслед за ними в другие города: к художнику Татьяне Видановой в Москву, во Владимир, к режиссеру Владимиру Делю – в Липецк, с театром кукол – на «Золотую маску». Когда количество окончательно перейдет в качество, сделаю выставку. Человек я в этом плане неторопливый», – делится планами Андрей.
Но пора уже закончить это вступление к работам мастера. К чему слова, если сама жизнь – в кадре, если звучит музыка.