При строительстве многоэтажки во дворе нашего дома громче всех возмущались автолюбители: «У нас здесь парковка была! Куда теперь машины ставить?». Под «парковкой» же они имели в виду не что иное, как зеленую зону под окнами, уже давно превращенную колесами машин в подобие лунной поверхности, с причудливыми рытвинами и колеями. «Безлошадным» жильцам оставалось поневоле мириться с ситуацией.
Сегодня же, благодаря застройщику, внешний вид двора изменился до неузнаваемости, и в выигрыше, прежде всего, они, владельцы личного транспорта. Нынешний «пейзаж» уже не напоминает о космических катаклизмах. Высотка закрыла собой горизонт, но вместо грязного месива под колесами – парковочные карманы.
Эти перемены за окном навели на размышления: а возможно ли сегодня цивилизованное решение проблемы дворовых парковок? Конечно, город должен быть для людей, а не для автомобилей. Но пока очевидно, что, сколько ни запрещай и ни накладывай штрафов, в ближайшее время от этого вопроса нам никуда не деться. Число авто на душу населения с каждым годом растет, а специально оборудованных мест для них не прибавляется. Возможно ли парковаться под собственными окнами так, чтобы не нарушать правил и не вызывать чьего-то возмущения? Стоило пройтись по нескольким дворам Дашково-Песочни, чтобы понять: в Рязани есть многоэтажки, жильцы которых нашли приемлемое и вполне легальное решение.
Если с самовольной установкой различных конструкций все более или менее ясно: это однозначно незаконный захват территории, – то законная альтернатива требует пояснения. Первый шаг на этом пути – оформление придомового земельного участка в общедомовую собственность. После этой процедуры проводится общее собрание жильцов. Если большинство проголосует «за», можно организовывать парковочные места. В администрации Рязани уверяют, что много ходить по разным инстанциям не придется: жизнь теперь значительно облегчили многофункциональные центры.
Путь первый, бюджетный, – засыпать парковочные места по краям газонов щебенкой и асфальтовой крошкой. Скажем, как возле многоквартирного дома № 58 корпус 2 на улице Новоселов. Здесь территория у дома большая, но проезд узкий, машины занимали зеленые обочины. На общем собрании люди обсудили варианты, выбрали наименее затратный, обратились за помощью к депутату.
Путь второй – сделать парковочные карманы. Конечно, они смотрятся гораздо презентабельнее, чем щебенка на зеленой зоне. По адресу: улица Зубковой, 30 корпус 3 небольшой парковочный карман с разметкой уже имелся со времен постройки. Его решено было расширить на всю длину дома. Как рассказали мне инициаторы проекта, самым сложным оказалось учесть интересы всех собственников жилья. Долгое время они элементарно не могли собраться на собрание. Многие были не готовы идти на разовые затраты, тем не менее сегодня о решении не жалеют.
Путь третий – установить ограждения и шлагбаум. Его выбирают чаще всего «продвинутые» собственники, объединенные в ТСЖ. Его руководитель занимается проблемой уже не на общественных началах, а за зарплату, и есть стимул подойти к делу более творчески и основательно. Как, например, это сделано на улице Новоселов, 60. Участок под парковку здесь засыпан песком и щебенкой, обнесен металлическим ограждением. Места внутри размечены, на ограде – бирки с номерами машин и квартир. Мало того, установлен шлагбаум и видеокамеры – хозяева могут быть спокойны за сохранность «железных коней».
Приведенные примеры показывают: путь организации легальной парковки самими жильцами бывает непрост. Нужно умение договариваться, искать компромиссы. Ограниченная площадь свободного пространства во дворе, столкновение интересов разных сторон, неизбежные траты – все это создает дополнительные сложности. Но пока, в ожидании новых паркингов, строительство которых обещают власти Рязани, это, кажется, единственный шанс для людей хоть чуточку благоустроить пространство вокруг, четко разделить зоны для детской площадки и для авто. В Москве подобным образом за пару лет было создано дополнительно 700 тысяч машиномест к имеющемуся 1 миллиону. Правда, в столице все это обустраивалось на бюджетные средства. У нас же активному населению зачастую приходится делать все для себя самому. Но не сидеть же, в самом деле, сложа руки, когда из двух зол – «лунного» ландшафта или более-менее организованной стоянки под окнами – можно выбрать меньшее, раз отказаться от машин мы уже не в состоянии.