Недавно в сопровождении ведущего специалиста отдела использования земель лесного фонда министерства лесного хозяйства Рязанской области Людмилы Шароченковой мне удалось побывать на участке леса, где проводился сбор шишек на лесосеменной плантации.
Сотрудники лесничества ждали нашего приезда. Начальник Бельковского лесничества Юрий Антошин представил коллег и сопровождающего на плантацию – мастера леса Чаурского участкового лесничества Михаила Васильевича Наливайко.
– Он у нас сотрудник с большим опытом работы, настоящий профессионал своего дела, потомок брянских партизан. В своем лесу знает каждую тропинку. Не заблудитесь! – заверил Юрий Михайлович.
В день нашего приезда в лесничество погода стояла ясная и немного ветреная. На почве изморозь, холодно. Именно в такую погоду, после первых морозов, начинают собирать шишки, объяснили сотрудники лесничества. Семена уже поспели, а снега пока нет.
Вооружившись ведрами, усаживаемся в «Уазик» лесной охраны. Едем недолго, но тряско: лесная дорога не автобан.
– Люди у нас работают самоотверженные. К делу относятся добросовестно, – говорит Михаил Васильевич. – У каждого была своя дорога к лесу. Меня судьба в эти края забросила после того, как я окончил вуз, получил диплом инженера лесного хозяйства в Брянском лесотехническом институте и проработал четыре года в лесоустройстве Рязанской экспедиции. Потом вот здесь стал работать, а это, считай, скоро сорок лет. Сроднился… Однако приехали. На этом участке шишки еще не собирали. Выходим! – командует Михаил Васильевич. Взору предстают ровные ряды сосен со спиленной макушкой. Сотрудники лесничества объясняют: спил проводился специально, чтобы сосны вверх не тянулись и проще было собирать плоды.
– Обратите внимание, – говорит Людмила Шароченкова, – деревья, с которых собирают шишки, – особые. Специалисты обращают на них внимание на ранних сроках развития.
Стволик должен быть ровный с малым числом сучьев. Сеянец должен быстрее набирать в росте по сравнению с деревцами-ровесниками. Это так называемые плюсовые деревья, объяснила Людмила Вячеславовна.
Оказывается, собирать шишки надо со знанием дела и только с плюсовых деревьев. Это целая наука. С собранных шишек после сушки вышелушивают семена. Их высевают. Черенки для прививок берут от родительского дерева, для того чтобы сохранить генетику. Через положенное время привитые сеянцы высаживают на определенном расстоянии друг от друга по схеме. Вот так постепенно получают целую плантацию деревьев-клонов. На такую работу уходят годы кропотливого труда. В Бельковском лесничестве этой деятельностью занимались не только сотрудники лесничества, но и ученые-селекционеры. Так, на всю эту плантацию разрабатывалась схема посадки, которая составлялась с учетом рекомендаций института леса.
Все это делалось для того, чтобы шишки были максимально генетически приближены к материнским деревьям. Учитывается и фактор опыления. Клоны одного дерева должны быть максимально удалены друг от друга. На лесосеменных плантациях, как правило, высаживаются клоны районированных плюсовых деревьев из разных лесничеств.
– Деревьев, относящихся к разряду плюсовых, в регионе немало. Они есть и в Касимовском, и в Можарском лесничествах и в ряде других, – объяснила Людмила Шароченкова. – Каждое такое дерево учтено, на него устанавливаются специальные метки. Например, самое известное дерево в Бельковском лесничестве – сосна №49. Лесоводы предполагают, что этой сосне около ста лет.
– Для нашего региона это дерево – своего рода эталон по тем признакам, которые мы перечислили, – добавляет представитель министерства.
Мы расходимся по линиям и быстро втягиваемся в работу. Пришли в лес за шишками – разговаривать некогда. Надо работать…