Театр: развлечение или размышление? Театр начинается с вешалки, а заканчивается?.. На эти непростые вопросы попытались найти ответ участники встречи «Вся жизнь – театр», которая состоялась под эгидой дискуссионного проекта «Культурологический джем».
Факультет русской филологии и национальной культуры РГУ им. С.А. Есенина совместно с министерством культуры и туризма Рязанской области организовали это мероприятие, чтобы установить диалог театра со зрителем.
Камерный зал Рязанской областной филармонии на время дискуссии превратился в студию настоящего ток-шоу. Спикеры – кандидат искусствоведения, режиссер Роман Маркин и выпуск-
ница филфака РГУ имени С.А. Есенина Анна Обцешко – начинали обсуждение, высказывали свое мнение по каждой теме, зрители задавали им вопросы, делились своими взглядами, а итог подводили эксперты: художественный руководитель Рязанского театра кукол Валерий Шадский и руководитель Скопинского театра «Предел» Владимир Дель.
На первый вопрос: «Театр: развлечение или размышление?» – спикер Анна Обцешко ответила так: «Храм Мельпомены» весь построен на размышлении: на раздумье режиссера над произведением, актера – над пьесой и зрителя – над постановкой». По законам жанра ее оппонент Роман Маркин придерживался иного мнения. Он заявил, что в современном обществе театр перестал быть социальным институтом, который влияет на общественное настроение, поэтому выполняет развлекательную функцию. Недаром перед спектаклем зрителей предупреждают о запрете фото – и видеосъемки, а затем желают приятного отдыха. Для экспертов и режиссеров Валерия Шадского и Владимира Деля театр, конечно, не вписался в рамки двух понятий. Для них это удовлетворение любопытства и высшая сфера бытия.
Дилемма «Театр начинается с вешалки, а заканчивается...»? собрала яркую палитру суждений. Высказывались мнения, что театр начинается с афиши, которая привлекает зрителя, с милых женщин, работающих в гардеробе, с выбора режиссером произведения. А заканчивается – зрителем, аплодисментами, размышлением. Хотя с тем, что театр имеет завершение, согласились не все: многие пришли к выводу, что он вечен.
Поначалу обсуждение велось в спокойном ключе, но потом вспыхнула оживленная дискуссия. Ее разожгло высказывание одного из участников – Юрия – о том, что постановка для зрителя заканчивается переоценкой ценностей.
– Ну какая может быть переоценка ценностей после представления «Слуги двух господ»? – возмущается режиссер Роман Маркин.
– Потратили 200 рублей на билет, придется переоценивать бюджет, – шутит мужчина из зала.
– А для чего вы тогда ставите спектакли? – задевает спикера Юрий.
– Для самовыражения. В третьем тысячелетии режиссеры занимаются только самоутверждением. Хотя, на мой взгляд, театр – вторичная субстанция: есть пьеса и автор, чьи идеи созвучны с твоими, и ты считаешь долгом выразить их и передать другим людям. Но сейчас ставят не литературное произведение, а текст, который интерпретируют по-своему, – парирует Маркин.
Захваченные спором, участники не замечают в зале пронзительного взгляда актеров, наполненного сожалением от услышанного. Они не вступают в перепалку, но было видно, что каждое слово о театре проникает в их душу. Кукольник Валерий Юшков не выдержал, вскочил с места и начал высказываться.
– Я не согласен с мнением о третьем тысячелетии. Вы говорите о плохой режиссуре. В театре, в котором ставят не произведение литературы, а текст, стыдно работать. В самовыражении и желании поделиться своими мыслями есть большая разница, ведь чтобы донести до зрителя идею, нужно раскрыть свою душу, – с горячностью говорит актер Валерий Юшков.
Но все-таки в перерывах между спорами актеры не словом, а делом доказывали ценность и величие своего искусства. Молодое дарование театра «Переход» Даниил Бычков в образец бойца Великой Отечественной войны, попавшего в мертвую зону, читал его монолог Валерий Юшков, Сергей Захарчев и Валерий Скиданов из театра кукол показали небольшую постановку-притчу о лягушке, на болото к которой одна за другой прилетали стрелы от принцев. Причем знак от очередного жениха имел более внушительный размер, чем от предыдущих. Думая, что величина послания отражает богатство и красоту суженого, лягушка схватила самую весомую стрелу и утонула под ее тяжестью. Хочешь – не хочешь, а начинаешь задумываться, что жадность еще никого до добра не довела.
Третье тысячелетие, а театр по-прежнему заставляет зрителей смеяться, восторгаться, размышлять, сопереживать, аплодировать.
Анна Добролежа