Известный далеко за пределами города Рязани педагог академического вокала, Почетный работник среднего профессионального образования Любовь Александровна Ячменникова празднует вместе с учениками свой юбилей.
Призвание – сцена
Имя, подаренное ребенку при рождении родителями, становится в жизни одной из важнейших составляющих его индивидуальности. Певучее имя Лю-бо-о-вь сейчас скорее является редким, а несколько десятилетий назад Любочки-Любани среди девочек встречались гораздо чаще, чем теперь. Кто станет спорить с тем, что в первое десятилетие после войны любви и душевной теплоты в людях было больше? Послевоенное трудовое воодушевление подкреплялось открытостью характеров и песенной щедростью. В 1954 году в молодой семье первой плясуньи и певуньи Челябинского тракторного завода родилась девочка, которую назвали Любовью. Затем родители Любы работали на деревообрабатывающем комбинате, где мама была лучшим мастером смены и депутатом поселкового Совета.
Жизнерадостность, трудолюбие, любовь к песне – тот багаж, с которым начинали в те годы многие молодые люди свой жизненный путь. Любочка Пустуева пела в хоровом ансамбле, который она организовала по поручению главного врача и комитета комсомола в городской клинической больнице №1 города Тюмени. Художественный руководитель ансамбля, преподаватель Тюменского училища искусств Андрей Чувашов предложил солистке Любе Пустуевой профессионально обучаться искусству пения.
Любовь проходит испытание на прочность как никакое другое человеческое качество. Судьба подставила Любе подножку: день последнего государственного экзамена в медицинском училище совпал со вступительным экзаменом по вокалу. Волнение и усталость были так велики, что самое главное – ноты с репертуаром – были оставлены в общежитии. Но приемная комиссия терпеливо дожидалась, пока абитуриентка Любовь Александровна Пустуева вернется с нотами и споет приготовленную к экзаменам программу.
Способную абитуриентку зачислили в Тюменское училище искусств, где в то время работала преподаватель института имени Гнесиных, солистка Московской филармонии Раиса Григорьевна Тихоненкова. Школу такого педагога в самом начале обучения можно было считать большой удачей.
Я за тобой пройду тернистый путь
В класс заслуженной артистки России, легенды Свердловского театра оперы и балета, профессора Уральской государственной консерватории имени Мусоргского Леонтины Эдуардовны Краснопольской Любовь Александровна попала в 1980 году. Оперной студией консерватории тогда руководил выдающийся дирижер современности Евгений Владимирович Колобов. Тогда еще никто не знал, что через несколько лет дирижер-новатор Евгений Колобов станет блистательным руководителем театра «Новая опера» в Москве.
В оперной студии под руководством Е.Колобова Любовь Александровна спела партию Иоланты в опере П.И. Чайковского. Партия эта осталась любимой на всю жизнь, а в старинной легенде о слепой, исцеленной любовью девушке виделся глубоко символичный смысл – драма со счастливым концом: преображающая сила света помогает увидеть истинный смысл жизни.
Своего будущего супруга Любовь Александровна встретила на своем курсе в консерватории. Стройотряд с музыкальным названием «Лира» выполнял работу проводников. После роли слепой, но прозревшей в любви принцессы Любови Александровне совсем не трудно было разглядеть в своем однокурснике Петре Михайловиче Ячменникове благородное, рыцарское отношение и к себе, и ко всем девушкам отряда. Петр был родом из Рязани. На преддипломную практику супруги Ячменниковы приехали в Рязанскую областную филармонию вокальным дуэтом, который сразу понравился слушателям. Администрация филармонии пригласила супругов на постоянную работу.
Супруги Ячменниковы счастливы в браке более 30 лет. Дочь Настя не стала музыкантом, как ее родители, она юрист, недавно стала мамой. Но Любовь Александровну «бабушкой» называть язык не поворачивается. Не зря говорят, что над любовью время не властно.
80-е годы стали временем концертной филармонической работы: Любовь Александровна Ячменникова – солистка квартета русских народных инструментов «Парафраз», дает концерты с концертмейстером Виталием Поповым и чтицей Тамарой Наймушиной, участвует в проекте Сергея Мартынова и выступает с солистами Большого театра, принимает участие в фестивале «Молодые таланты России». Этот фестиваль как будто раздвинул границы профессионального «зрения», дал увидеть новые горизонты после выступления в Концертном зале «Олимпийский».
Содружество талантов
Приглашение в Алтайский краевой музыкальный театр в 1990 году стало осуществлением заветной мечты – работать на театральной сцене вместе с супругом. Вакансии театра как будто специально ждали эту пару – сопрано и баритон.
Голос, как и имя, – одно из главных средств выражения проявления личности. Любимая партия Зорики в оперетте Легара «Цыганская любовь», Саффи в «Цыганском бароне» и Марицы Кальмана, Лисы Алисы в мюзикле Рыбникова «Буратино» – все качества голоса, все его краски и оттенки проявляются в разнохарактерных партиях-ролях, испытывающих артиста на сценическую выносливость. Театральная муза Любови Ячменниковой ликовала! Сценическая карьера шла в гору, и этой горы под собой не чувствовалось, настолько органично и естественно ощущала она себя на сцене. Но наступили 90-е с их неразберихой, дочь Настя готовилась пойти в школу. Выбор опять был сделан в пользу Рязани. Помощь семьи ценна всегда, особенно в лихие времена.
Дуэт Ячменниковых не был забыт, филармония хорошим певцам всегда рада. Любовь Александровна начинает преподавать в Рязанском музыкальном училище на отделении «Академическое пение», затем становится заведующей предметно-цикловой комиссией. Идея оперной студии очень долго не находила своего реального воплощения, хотя эта идея озвучивалась на всех уровнях. В лице концертмейстера Ольги Корневой преподаватель Л.А. Ячменникова увидела не только единомышленника, единоверца, но коллегу и друга, готового понять с полуслова и воплотить идею в реальность.
Работа оперного класса Рязанского музыкального колледжа – это гордость учебного заведения, его экспериментальная творческая площадка, «лицо» колледжа, который носит имена певцов братьев Пироговых.
Серьезная работа никогда не бывает только «на плюс», есть в ней и горькие стороны. С болью Любовь Александровна говорит о том, что помнят людей, к сожалению, даже известных, пока они на виду. А когда сходят со сцены артисты, их забывают. «В музыкальном лектории Рязанской областной филармонии блистал Геннадий Николаевич Мусихин – великолепный бас, забывать таких людей нельзя!» Силами энтузиастов в РМК им. Пироговых создан музей, где хранятся в архивах материалы о работе преподавателей, их концертных выступлениях и победах учеников на конкурсах.
Умножить на работоспособность
Последние годы престиж профессии певца сильно поднялся, а значит, и престиж работы вокальных педагогов тоже высок. Любовь Александровна Ячменникова не устает повторять: плохой учитель заставляет, а хороший вдохновляет. Быть авторитетом для студентов можно лишь тогда, когда педагог полностью «включен» в своего ученика. Любовь Александровна остается самым большим авторитетом даже для тех, кто давно закончил училище-колледж. «Взять урок» приезжают из других городов бывшие ученики.
О долголетии совсем не думается, когда едва исполнилось 16, 18, 20 лет. Зато очень хорошо видно, как быстро летит время, когда «бывшие ученики» добиваются успеха, и вчерашний «солнечный зайчик» (тот, кто выступил впервые на городском конкурсе «Солнечный зайчик») становится солистом филармонии или премьер-солистом музыкального театра.
На одной сцене в юбилейном концерте встретились сразу несколько поколений блестящих, состоявшихся в любимой профессии учеников Любови Александровны Ячменниковой.
Концерт – поздравление участники звездного вечера готовили долго, в условиях строгой секретности и с особым трепетом, который Любовь Александровна считает главным качеством на сцене.Чувство меры и стиля, воодушевление и энтузиазм, помноженные на работоспособность, дают результат, который наблюдали зрители.
В мире много неразгаданных тайн. Одна из них – человеческий голос, он же ключ к разгадке. Голос человека – чудо природы, раскрывающее силу его внутренней красоты, понятой человеком поющим и донесенной им до слушателя.
Ирина Нестерова,
музыковед, преподаватель Рязанского музыкального колледжа
им. Г. и А. Пироговых