06:18 МСК
Четверг
30 / 05 / 2024
2198

В лаптях и с пшенной кашей

Краеведческие музеи региона продемонстрировали свои интерактивные программы на областном конкурсе
Автор фото: Дмитрий Осинин | В лаптях и с пшенной кашей
Фото: Дмитрий Осинин.

Постоянные музейные экспозиции, годами не обновляемые, привлечь внимание посетителей сегодня уже не могут. Поскольку развитие внутреннего и въездного туризма теперь не просто развлечение, а задача государственная (на федеральном и региональном уровнях приняты соответствующие документы), специалисты туриндустрии приняли решение – развивать интерактивные анимационные программы.

– Сотрудники музеев поняли, что от внедрения такой формы работы с посетителями есть ощутимый эффект, – говорит заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Ольга Голева. – Человек, однажды побывав в музее, второй раз туда уже вряд ли пойдет. А если людям будет предложено поучаствовать в интерактивной программе, интерес у них появится. Особенное значение это имеет для детей. Тема развития детского и юношеского туризма вошла в ранг общероссийского тренда. При Правительстве РФ создана рабочая группа по развитию именно этого направления, но если в музее нет интересной интерактивной программы, то дети туда пойдут неохотно.

Специалисты считают, что конкурентоспособность любого проекта зависит от уровня обслуживания и тех музейных программ, которые предлагаются посетителям. Интерактивные программы сегодня есть почти в каждом музее региона, что способствует увеличению потока туристов в Рязанскую область.

В номинации «Лучшая музейная интерактивная/анимационная программа для школьников»:

1 место – историко-культурный центр Шацкого района;
2 место – музей-усадьба академика И.П. Павлова;
3 место – Рязанский художественный музей имени И.П. Пожалостина.

В номинации «Лучшая музейная интерактивная/анимационная программа для туристов»:

1 место – Рыбновский краеведческий музей;

2 место – Кадомский историко-краеведческий центр;
3 место – Шиловский краеведческий музей.

В номинации «Лучшая музейная интерактивная/анимационная семейная программа»:

1 место – шиловский этнокультурный центр «Заряна»;
2 место – Сасовский краеведческий музей.

Гостя накормили и напоили

На конкурс интерактивных музейных программ приехал из Москвы Игорь Увенчиков – издатель профессиональных журналов «Праздник» и «Корпоративная культура». Прибыл, чтобы провести семинар на тему «Анимация в музейной деятельности», а попал за стол с пшенной кашей да квасом. Отведать крестьянскую еду, приготовленную по рецептам конца XIX века, Игорю Михайловичу предложили сотрудники Рыбновского краеведческого музея. Интерактивная музейная программа «Жили-были…» предусматривает участие в ней людей из зала, которых тут же переодевали в русские народные костюмы и предлагали погладить рубелем белье, истолочь просо в ступе, отведать за обеденным столом пшенной каши. Игорь Увенчиков оказался единственным, кто после обеда положил на стол деревянную ложку перевернутой. У предков это было знаком завершения трапезы.

– В нашей творческой копилке интерактивные программы для всех возрастов, – говорит старший научный сотрудник Рыбновского краеведческого музея Татьяна Барановская. – Мы их демонстрируем и в музее, и в школы выходим. В экспозициях собраны подлинные предметы быта и народные костюмы. Хоть раз нарядиться в платья из бабушкиных сундуков мечтает каждая хозяйка.

Рыбновцы областной конкурс выиграли. Программа районного краеведческого музея «Жили-были…» была признана лучшей в номинации «Интерактивная/анимационная программа для туристов».

Почему туристы не едут?

Но примерить русские косоворотки в Рыбновском краеведческом музее могут, в основном, только местные жители. Иногородних и столичных гостей, а тем более иностранцев, здесь не очень ждут. Дело в том, что в музее нет… туалета. Сотрудники пользуются услугами близлежащих муниципальных организаций. А это значит, что немалые финансовые средства, которые могли бы оставить туристы после посещения музея в районном бюджете, туда не поступят. А ведь и федеральная, и региональная программы развития внутреннего и въездного туризма главной задачей предусматривают возможность зарабатывать деньги. Нет в райцентре и современной гостиницы, а ведь в следующем году на рыбновскую землю приедут туристы и из России, и из зарубежа. Страна будет праздновать 120-ю годовщину со дня рождения Сергея Есенина. В селе Константинове, на родине поэта, отель только планируют строить. В этом году утвердили концепцию въездной зоны в музей-заповедник. С проектом ознакомились и одобрили его министр культуры РФ Владимир Мединский и представители Рязанского землячества в Москве. Но это крупный проект, средства на который получены из федерального бюджета, а туалет в районном краеведческом музее можно построить и на муниципальные деньги. Захотят иностранцы по пути на родину Есенина заглянуть в краеведческий музей Рыбного и познакомиться с бытом крестьян XIX века. Вероятно, будут не на шутку удивлены отсутствием элементарных бытовых условий.

В «Русской избе» есть все, кроме Интернета

Второе место на областном конкурсе интерактивных программ занял историко-краеведческий центр Кадомского района. Восемь лет назад в селе Кочемирово (12 километров от райцентра) супруги-энтузиасты Любовь и Александр Журавлевы создали музей «Русская изба». В нем собрано больше тысячи подлинных предметов быта крестьян окрестных деревень.

– Наш музей посещали и Губернатор, и главы администраций районов области, и специалисты сферы туризма, – говорит Любовь Журавлева. – Приезжал даже танцевальный ансамбль из Осетии «Иристон». Об этом была передача на телеканале «Культура». С ответным визитом мы в октябре 2015 года поедем в Осетию.

Специалисты туриндустрии признают, что в Кадомском районе развивается уникальный проект, способный привлечь внимание не только российских, но и зарубежных туристов. Да вот беда – в селе Кочемирово нет ни гостиницы, ни точек общепита, ни даже Интернета. Эксперты говорят, что сервис для туристов порой важнее самых привлекательных проектов. Кстати, Правительство региона приступило к реализации совместного с «Ростелекомом» проекта по оснащению Интернетом сел Рязанской области, так что скоро свои web-сайты смогут появиться и у музеев.

Главное в развитии туризма – ответственность

В советские времена туризм развивался по линии профсоюзов, и люди путешествовали чаще, потому что поездки обходились дешево. Основные расходы несли профсоюзные организации. Теперь туристы за путевки платят из своего кармана, поэтому люди выбирают те объекты туризма, где смогут получить наиболее сильные эмоциональные впечатления.

– Рязанская область обладает богатыми туристическими ресурсами, – говорит председатель жюри конкурса и руководитель общественного совета по культуре при региональном министерстве культуры и туризма Людмила Андрюкина. – Жаль, что не всегда мы можем эти возможности популяризировать. И если люди приехали в тот или иной музей, задача сотрудников сделать так, чтобы путешественники не разочаровались. Очень многие музеи похожи друг на друга. Как сделать, чтобы Рязанский художественный музей не был похож на своего собрата в Калуге или Твери? Один из способов – те самые интерактивные программы, представленные музеями на конкурсе. А еще – личная ответственность каждого работника сферы культуры и туризма, где мелочей не бывает.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 238 (4786) от 19 декабря 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Родовые корни поэта
В этом году исполняется 195 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Я.П. Полонского
Устроитель и защитник
В Рязани вышла книга, посвященная князю Олегу Ивановичу Рязанскому
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: