22:25 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2293

Родовые корни поэта

В этом году исполняется 195 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Я.П. Полонского

Многие ли знают, что замечательный русский лирик, «певец грез» Яков Петрович Полонский является правнуком фаворита императрицы Елизаветы Петровны Алексея Разумовского и потомком древнего польского рода?

ПОЛЬСКИЕ ИСТОКИ

Полонские вели свое происхождение от ротмистра польской службы Германа Полонского, который при Иване Грозном выехал со своей ротой в Москву и поступил на воинскую службу. В конце ХVII столетия представители этого рода служили стольниками и стряпчими, да и позже были на виду при дворе русских царей.

Яков Петрович считал, что его предки по дедовской линии были поляками, поскольку описание их родового герба имелось в «Книге польской короны гербовника». Действительно, предки поэта имели польско-малороссийские корни. На это указывает и их фамилия, образованная от названия Польши – Polonia (Полония). Полонские издревле пользовались гербом Лелива (Leliwa).

Родословное древо Полонских известно с Иакова (Якова) и Моисея Полонских. У Иакова (Якова) Полонского был сын Иосиф Яковлевич, который нес службу в различных походах и удостоился чина войскового товарища. Сын Иосифа Яковлевича, Григорий Иосифович Полонский, дед выдающегося поэта, родился в 1749 году. Дослужился до звания значкового товарища, что соответствовало чину армейского капитана. В 1789 году он уволился со службы, женился на казачьей дочери Ксении и осел на жительство в Новгороде-Северском.

В 1790 году у Григория и Ксении Полонских родился сын Петр – будущий отец поэта, и на следующий год Григорий Иосифович начал хлопотать о причислении своего рода к благородному сословию. 22 июля 1795 года воинские чины удостоверили честную службу Григория Иосифовича Полонского, и в октябре 1796 года он был внесен во вторую часть Новгород-Северской дворянской родословной книги.

В январе 1808 года Петр Полонский, будущий отец знаменитого поэта, вступил на самостоятельную дорогу. К сожалению, в захолустном Нежине получить хорошее образование он не мог, ни одного иностранного языка не знал, но читать и писать научился, причем славился своим красивым почерком.

Петр Григорьевич Полонский дослужился до чина коллежского секретаря и 10 октября 1820 года был определен в канцелярию генерал-губернатора Рязанского, Тульского, Орловского, Воронежского и Тамбовского.

Еще до назначения на новую должность, 7 февраля 1819 года, в жизни Петра Григорьевича Полонского произошло значительное событие – он вступил в брак с Натальей Яковлевной Кафтыревой. Первенец четы Полонских и стал выдающимся русским поэтом.

ПОБОЧНАЯ ДОЧЬ ФАВОРИТА

В детстве почти все воскресные и праздничные дни Яков прово­дил в доме бабушки по материнской линии, Александры Богдановны Кафтыревой, урожденной Умской. Она была одной из побочных дочерей графа Алексея Григорьевича Разумовского, всесильного фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Во времена правления Екатерины II род Умских пользовался большом почетом, все были на виду и довольно богаты.

Бабушку Полонского выдали замуж рано, когда ей было всего-то одиннадцать или двенадцать лет, благо, жених был завидный – Яков Осипович Кафтырев, родной племянник Петра Ивановича Олица, лифляндского помещика и рыцаря. Поступив на русскую службу, Олиц сделал завидную карьеру. В юности участвовал в Чесменском сражении. Дослужился до звания генерал-аншефа. Отличался отменным здоровьем и недюжинной силой. «О его силе рассказывали мне вещи невероятные, – писал Я.П. Полонский. – Рассказывали, будто бы этот Олиц мог через кровлю сарая перебрасывать двухпудовые гири, мог, втыкая свои пальцы в дула солдатских ружей и вытянув руки, поднимать их и на отвесе горизонтально держать и даже качать их. Рассказывали, что никогда он не бывал болен и умер только потому, что, упавши с лошади, о камень разбил свою грудь».

Род дворян Кафтыревых (Кавтыревых, Каптыревых) брал начало от князя Узлы-Мурзы Ягоровича, владевшего землями в Кафе (ныне Феодосия), который в 1242 году выехал из своей отчины на службу к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Его сын носил прозвище «Кафтырь», что означало «черный балахон, надеваемый поверх шапочки-скуфейки», а также «теплая шапка с пелериной, спускавшейся сверху и прикрывавшей шею и плечи»» или «род попоны, которая закрывала голову лошади». Отсюда или от названия города Кафы и пошла фамилия – Кафтыревы. Рязанская ветвь Кафтыревых прослеживается с начала XVII столетия и тянется из костромских краев.

Деда своего, Якова Осиповича Кафтырева, Полонский не помнил, знал только, что тот был адъютантом у своего дяди Олица, а умер в чине действительного статского советника. В доме бабушки висел его портрет, с которого смотрело умное, чуть заносчивое лицо вельможи, одетого в военный мундир с красными отворотами, с белой напудренной косой…

Родился он около 1750 года. Выйдя в отставку из военной службы, женился на Александре Богдановне Умской (1750–1829), поселился в Рязани, поступил в статскую службу и к 1788 году получил чин надворного советника. С 1797 года Яков Осипович служил советником в Рязанском губернском правлении, где удостоился чина статского советника.

Кафтыревы имели в Рязани, в приходе Старо-Ямской Николаевской (Никольской) церкви, собственную усадьбу на Дворянской улице, около ее пересечения с улицей Владимирской.

Усадьба богатством не блистала, хотя и находилась в центральной части города. Деревянный одноэтажный дом был осанист и просторен. На мощенную булыжником улицу он смотрел шестью окнами. Тесовые ворота с улицы вели во двор, где теснились хозяйственные постройки, а за ними простирался изрядно заросший сад и небольшой огород. Этот дом был настоящим дворянским гнездом, где веяло далекой стариной.

У Кафтыревых было восемнадцать детей, но многие из них умерли от оспы. В живых остались сыновья Дмитрий и Александр и пять дочерей: Вера, Анна, будущая мать поэта Наталья, Евлампия и Ольга. Вера и Анна не были замужем и жили вместе с матерью.

Вообще же дворянский род Кафтыревых ко времени рождения Якова Полонского принадлежал к числу обедневших. От своих имений, находящихся в Рязанской, Тверской, Симбирской, Костромской и Ярославской губерниях, Кафтыревы получали следующий доход: за 1814 год – 3 100 рублей, за 1815-й – 3085 рублей, за 1816-й – 2 720 рублей. Когда Яков Осипович Кафтырев скончался, полноправной хозяйкой усадьбы в Рязани и поместий в других губерниях стала его жена, Александра Богдановна…

Смерть бабушки, Александры Богдановны Кафтыревой, 19 апреля 1829 года отозвалась тяжелой раной на сердце впечатлительного внука Яши. Не стало бабушки – и словно мир потускнел и сузился до размеров полусумрачной бабушкиной спальни. Яша молча смотрел, как угасает тихий свет этого старинного дворянского гнезда.

Александр Потапов 
Фото автора, из его личных архивов и из фондов РИАМЗ

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 238 (4786) от 19 декабря 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Молитва в звуке
Искусство колокольного звона может освоить практически каждый
Вероника Шелякина
В лаптях и с пшенной кашей
Краеведческие музеи региона продемонстрировали свои интерактивные программы на областном конкурсе
Вячеслав Астафьев
Читайте в этом номере: