Самым обсуждаемым событием минувшей недели, как в нашей стране, так и за рубежом, стала большая пресс-конференция Владимира Путина, ставшая уже традиционной – Президент России встретился с представителями российской и зарубежной прессы в десятый раз.
Но, пожалуй, впервые она проходила в такое непростое для страны время. Нестабильность на финансовом рынке перешла в галопирующие скачки американской и общеевропейской валюты, что у одних наших сограждан вызвало тревожный пессимизм, другим придало паническое ускорение и они устремились в сторону банков и магазинов – снимать деньги с вкладов, закупать валюту, скупать все, что попадалось на глаза. Было довольно забавно наблюдать, как в магазине электроники, взяв три телевизора и два ноутбука, супружеская пара прикидывала, на что еще им потратиться. Доводы, что, мол, все это временно, будьте поспокойнее, дорогие наши сограждане, не действовали. Впрочем, надо ли разуверять тех, кто готов обманываться? Мы же всегда учимся лишь на собственных ошибках. Вот и еще один урок позади, от которого опять же польза для нашей торговли, перевыполнившей в разы месячный план.
Так насколько же обоснованны опасения пессимистов по поводу экономического состояния страны? На пресс-конференции Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов, назвал несколько весьма говорящих цифр. Рост промышленного производства даже в нынешних непростых условиях составил в январе-октябре 1,7 процента, в агропромышленном комплексе – 3,3 процента, уровень безработицы опустился до 5 процентов, а бюджет нынешнего года исполнен с профицитом в 1,2 триллиона рублей.
На минувшей неделе Центробанк повысил ставку до 17,5 процента. Это вызвало самые противоречивые эмоции. На пресс-конференции и об этом спросили Президента. Владимир Путин полагает, что мера, принятая Центробанком, правильная, но, возможно, несколько запоздалая. Вообще же валютный резерв ЦБ составляет 419 млрд. долларов. А в резервном фонде на сегодня 8,4 трлн. рублей.
Мы давно и много говорим о необходимости кардинальной перестройки экономики. Ситуация, складывающаяся в мировой экономике, и те санкции, что введены по отношению к России, похоже, могут стать горьким, но достаточно действенным лекарством, которое позволит покончить с зависимостью от нефтегазовой иглы. Что для этого нужно? Чтобы мы перестали сосредотачиваться на констатации факта и стали просто работать. Работать над строительством новых предприятий. Открытием современных инновационных производств. Чтобы в стране произошла новая индустриализация, которая бы позволила совершить прорыв на самых различных направлениях. На минувшей неделе Госдума приняла закон о промышленной политике. Закон долгожданный, о котором много говорили промышленники, предприниматели, инвесторы. Правовое поле создано. Пора переходить к делу. И первые шаги уже делаются – и в стране, и в нашем регионе. Принимаются меры по возрождению знаменитой нашей «Кораблинки», на новой основе отстраивается производство на заводе автоагрегатов и станкозаводе, наращивает мощности «ТехноНиколь», Михайлов прирастает цементным кластером.
По мнению Президента, России потребуется два года, причем даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, чтобы перейти к устойчивому росту экономики.
Развитие реального производства – непременное условие изменений не только в экономике, но и в социальном самосознании. Кого у нас принято было считать в последние четверть века элитой? Завсегдатаев телеэкранов: звезд эстрады, политиков, бизнесменов (причем нередко с криминальным досье). На пресс-конференции Президент совершенно определенно сказал: российская элита – это работяги, это крестьяне, на чьих плечах держится страна. И это – не просто политическое заявление. Это и сигнал для тех, кто привык думать иначе, полагая, что депутатский мандат, чиновничий кабинет или счет в заграничном банке дают им право мнить себя сливками общества.
После недавнего заседания дискуссионного клуба «Валдай», где Владимир Путин высказался по поводу нашего российского символа – медведя, образ хозяина тайги не раз обыгрывался – и журналистами, и представителями общественности. Президент еще раз напомнил о мишке и на пресс-конференции. Может, ему лучше было бы спокойно гулять по своему лесу? Но ведь не дадут же. Да и нам не следует забывать, кто мы и откуда родом.