И каждый год участвуют в раскопках студенты-историки Рязанского государственного университета имени Есенина, которые проходят в экспедиции практику.
По словам Лилии Челяновой, студентки 2 курса, их группа работает на раскопах уже третью неделю. Вначале, конечно, уставали от жары и смога, но потом привыкли.
А сейчас ребятам даже понравилось поработать в настоящей археологической экспедиции, своими руками найти что-то интересное, значимое для археологии. Лилия, например, на днях нашла кусочек стеклянного браслета и пряслице, которые пополнят коллекцию Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Кстати, в этом году специально для студентов был проведен обряд посвящения в археологи. Это было сделано впервые в истории экспедиции. Но студенты с честью выдержали все испытания – и хождение по крапиве, и обливание водой, и другие сюрпризы. Теперь они вправе именоваться настоящими археологами. Да будет так, и экспедиция в Рязанском кремле будет для них не последней.
В преддверии дня археолога, который отмечается 15 августа, мы побывали на раскопе между Певческим корпусом и гостиницей черни Рязанского кремля. И весьма удачно – в этот день члены экспедиции обнаружили интересные находки: стеклянный браслет, деревянный ткацкий гребень, свинцовую бабку для игры, кремень. Гвоздем программы стал резной костяной крестик с двухсторонней резьбой. Он был найден совершенно целым. На нем, вероятно, изображен образ Богоматери.
Основные работы на раскопе закончатся 17-18 августа, а далее предстоит зачистка, зарисовка профиля и другие специфические археологические работы.
– Я не стал бы сейчас говорить об итогах, потому что надо материал посмотреть, обобщить, также поработать с планами – это тоже особый труд. Но самое главное, что удалось сделать, – это вскрыть два сруба, третий – сейчас расчищаем, – рассказывает руководитель Переяславль-Рязанской археологической экспедиции, старший научный сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук Владимир Завьялов.
В этом сезоне члены экспедиции обнаружили немало интересных находок. Например, две шахматные фигурки, деревянные, очень высокого ранга – король и ферзь, много ножей, причем одни с клеймом – из Западной Европы, игральные кости, а также изделия из кожи, кости, керамики.
В самом начале экспедиции были найдены детали, из которых собирается целый детский сапожок, что редко встречается. Буквально на днях археологи обнаружили инструмент сапожника – сапожный молоток.
По словам Владимира Завьялова, отличие этого сезона от других в том, что он проходил по-настоящему в экстремальных условиях. Если раньше участники экспедиции могли потерять несколько дней из-за дождей, а потом работали как обычно, по шесть часов в день, то нынешним летом они работали только по пять часов, потому что после полудня трудиться на раскопе было просто невозможно. Поэтому работу начинали в 7 утра, чтобы хоть пару часов поработать в нормальных условиях. Конечно, говорят археологи, погода сказалась на темпах работы. Но главное, – было труднее работать с культурным слоем – он очень быстро высыхал и изменял свою фактуру и цвет. Так что этот год для экспедиции выдался весьма непростой.
Но руководители экспедиции весьма довольны работой своих юных помощников – школьников и студентов. Несмотря на весьма некомфортные природные условия, работали они хорошо, действительно показали, что могут трудиться в команде – не ныли, не скулили из-за жары, а делали свое дело. Причем старались выполнить ее добросовестно.
Особенно благодарны Владимир Завьялов и Василий Судаков, начальник отдела археологии Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, самым юным экспедиционерам – учащимся рязанских школ, которые занимаются в клубе юных археологов имени Городцова при музее-заповеднике и историческом кружке «Вече». Многие ребята работают на раскопах уже не первый год, у них за плечами – две, а у некоторых и три экспедиции.
Например, Даниил Черняховский, который, кстати, нашел костяной крест, или Даша Барсукова из исторического кружка «Вече». А Оля Карцева в этом году привела на раскопки и своего младшего брата.
По словам Василия Судакова, впереди немало камеральной работы, в ходе которой будут детально исследованы все находки экспедиции. Но уже можно сказать, что в раскопе произошли некоторые изменения. Так, если раньше археологи наблюдали довольно хорошие деревянные заборы, отделяющие улицу от усадеб, – вначале это был частокол, потом – расколотые доски, то сейчас, спускаясь ниже, в XV век, были обнаружены плетневые ограды. С чем это связано – вот вопрос, который волнует археологов.
Также замечено, что нашими предками была сделана перепланировка участков. Раньше местоположение усадьбы почти не менялось, археологи находили по 3-4 сруба на одном месте. А теперь, спустившись вглубь, участники экспедиции увидели постройки, расположенные в совершенно других местах. Видимо, до XV века была одна планировка участка, а затем, в силу каких-то причин, произошла его перепланировка. Так что информация для размышления есть и ее немало.
Отрадно, что в музее-заповеднике работают над созданием нормальных условий для деятельности экспедиции. Сейчас специально освобождается помещение под оборудование и находки не только Переяславль-Рязанской археологической экспедиции, но и новой – Вожской, которая будет проводить исследования на предполагаемом месте битвы на реке Воже. Там впоследствии будет организован филиал Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Также готовится нормальное помещение под базу Переяславль-Рязанской археологической экспедиции, где будет проходить камеральная обработка материалов.
Особенно важно это в свете недавнего совещания в Правительстве России, в ходе которого премьер-министр Владимир Путин обратил особое внимание на вопросы материально-технического обеспечения археологии, в частности строительства дополнительных хранилищ при музеях.
– Отрадно, что глава правительства действительно интересуется проблемами археологии, – говорит Василий Судаков, Тем более, что он пообещал материальную помощь в проведении археологических исследований. Хочется надеяться, что отношение Владимира Путина к археологии послужит примером для других руководителей.