02:22 МСК
Воскресенье
17 / 01 / 2021
1490

Купеческая коллекция

Рязанский художественный музей представил выставку «Из рязанского собрания Антоновых»

Ее надо видеть, чтобы прикоснуться к рязанской губернской жизни прошлых веков – той, которую уже никто не помнит. Мы так любим читать мемуары об этой жизни, так внимательны к описаниям ее у Чехова, Бунина, Зайцева. Россия, которую мы потеряли, кажется нам какой-то непостижимо изящной, благородной и притягательной. Она, конечно, была и такой, и иной – противоречивой, надломленной, непрочной. Но нам свойственно идеализировать прошлое. И не без удовольствия погружаться в него. Выставка предоставляет нам такую возможность.

Рязань помнит четыре поколения купцов Антоновых. Сын первого из рязанских Антоновых, Василий Егорович, с успехом продолжал дело отца, записавшегося в купеческое сословие из крестьян Егорьевского уезда. Он расширял свое дело, трижды избирался городским головой и занимался благотворительностью.

Сын его, Александр Васильевич Антонов, отличался редкостной общественной активностью и чрезвычайным разнообразием интересов. Как почему-то водилось в российских предпринимательских династиях, представители третьего их поколения старались отойти от дел, не имели склонностей к предпринимательству. Александр Васильевич Антонов – из этого ряда общественных деятелей и меценатов. Один из выставочных залов художественного музея, в котором теперь представлена выставка из собрания Антоновых, был когда-то Никольской церковью при гимназическом пансионе, построенной им совместно с И.Г. Рюминым.

А.В. Антонов с юности увлекался коллекционированием древностей. Первую свою коллекцию утратил в пожаре. Через несколько лет начал собирать вторую, прилежно посещал заседания Рязанской ученой архивной комиссии, часто выступал с различными сообщениями. Он намерен был открыть первый в Рязани частный музей в своем доме на Московской улице (Первомайский проспект, 10), но не успел этого сделать, скончавшись в 1893 году от инфлюенции.

Младший из сыновей А.В. Антонова, Иван Александрович, вплоть до революции 1917 года был последним в Рязани городским головой и в этом качестве очень много для города сделал, в том числе и на собственные средства. Судьба его сложилась трагически и до сих пор неизвестна. Он передал семейную коллекцию в фонды губернского историко-художественного музея, но это не избавило его от заключения в концлагере, находившемся на территории бывшего Казанского монастыря. Что с ним случилось дальше, никто не знает.

А коллекция осталась – археологические находки, рукописи, картины, графика, оружие, фарфор, мебель – всего более 6 тысяч предметов. Сегодня она разделена между двумя крупнейшими рязанскими музеями – историко-архитектурным и художественным. В 80-х годах прошлого века в художественный музей имени Пожалостина была передана значительная часть этой коллекции – художественная графика. Она составляет заметную часть экспонатов открывшейся выставки.

А кроме того, представлены и живопись, и фарфор, и стекло, и прикладное искусство, и даже археологические находки. Собирал А.В. Антонов бессистемно, все, что нравилось, вызывало интерес. И сама коллекция создает представление об этом незаурядном человеке, сочинявшем пьесы и стихи, собиравшем диковинки и шедевры.

Русский лубок с нравоучительными сюжетами, сопровождающимися такими же надписями, почему-то напомнил мне о недавно прочитанном факте. Дочь И. Сталина С. Аллилуева рассказывала в своих воспоминаниях, как в послевоенные годы отец украшал свою дачу в Кунцеве цветными репродукциями из журнала «Огонек». Видится в этом отголосок старого городского обычая начала века развешивать в доме цветные картинки, печатные лубки с высоконравственным сюжетом. Вот и в коллекции Антоновых – «Сон после бурно проведенных дней пьяного кутилы», или «Голь на выдумки хитра», или «Трапеза нечестивых».

Коллекционер, видимо, питал особый интерес к эпохе Наполеона. Немало вещей в его коллекции связано с этой эпохой. Несколько гравюр, посвященных приключениям Робинзона, тоже кое-что рассказывают зрителю о пристрастиях собирателя. Представлены живопись и рисунок, в том числе интересные виды Рязани прошлых веков.

Но, пожалуй, более всего привлекает внимание вещный мир представленного собрания – фарфор, стекло, ткани, бисер. Все это использовалось, подавалось к столу, носилось… И какие-то дамы обмахивались этим веером, носили с собой эти бисерные кошельки или вышивали их, наряжались в эти кружева и распивали чай из чашки завода Попова. Видимо, поповский фарфор был особо любим в семье Антоновых.

Представлен и европейский фарфор. Вот, например, скромная тарелка фабрики Веджвуда. Выставка легендарного английского фарфора фирмы Wedgwood, приуроченная к перекрестному Году культуры России и Великобритании, открылась в ноябре во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Такая вот образовалась связь времен и событий. В Москве Веджвуд, и в Рязани – тоже.

Но дело даже не в этой незатейливой тарелке. Она просто приоткрывает перед нами смысл собирательства, со временем превращающегося в коллекционирование. Возможно, Антоновы не успели стать составителями знаменитых коллекций. Время не оставило им этого шанса. Но они показали нам путь – от собирателя к ценителю и знатоку. По нему стоит пройти.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 242 (4790) от 25 декабря 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Дети, в школу собирайтесь
С 12 января начнется прием заявлений в первый класс на 2015-2016 учебный год
Отдел по связям со средствами массовой информации администрации города Рязани
Дружба без границ
Рязанцы смогли попробовать китайскую кашу с восемью сокровищами и увидели самбу по-камерунски
Елена Серебрякова
Читайте в этом номере: