Идея собрать под одной крышей народные промыслы рязанского края витала у скопинцев давно. На V Международном фестивале гончаров, прошедшем в Скопине в августе прошлого года, местных мастеров керамики поддержали в этом благом начинании коллеги из Швеции, Дании, Польши, Беларуси, Украины, Молдовы, Латвии и полутора десятков городов России. Центр решили разместить в бывшем здании банка, в самом центре города, где уже действовал музей гончарства.
Видео Дмитрия Соколова
– С этой идеей мы обратились в Правительство Рязанской области, – говорит глава администрации Скопина Татьяна Мастюкова. – Первый заместитель Председателя Правительства Олег Булеков не только поддержал нас, но и в короткие сроки подготовил необходимые документы для привлечения средств на реализацию проекта. Вскоре мы получили 18 миллионов из федерального бюджета и 4 миллиона – из регионального. На эти деньги был сделан ремонт в здании и закуплено необходимое оборудование.
Директором Центра народных художественных промыслов и ремесел стала Татьяна Лощинина – ведущий художник предприятия «Скопинская художественная керамика», Народный художник РФ, участница крупнейших в стране выставок, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства. Татьяна Васильевна начинала осваивать промысел в начале 1980-х годов. Тогда у нее еще была возможность учиться и перенимать опыт у старейших потомственных мастеров. В фондах крупнейших музеев страны художница изучала образцы скопинской керамики начала ХХ века, по крупицам восстанавливая многие забытые традиции.
Жюри V Международного фестиваля гончаров отметило уникальные работы Татьяны Лощининой и единодушно отдало ей Гран-при, а ведущие мастера мира и России говорили о том, что достигшее своего расцвета искусство скопинской художницы служит связующим звеном между прошлым и будущим гончарного промысла. Обогащенное знаниями и опытом, оно представляет наиболее яркие и самобытные качества современной народной декоративной керамики.
– Сегодня осуществилась мечта моей жизни, – говорит Татьяна Лощинина. – Мы наконец-то создали Центр. На полученные из бюджета средства в короткие сроки, за 3-4 месяца, отремонтировали здание изнутри. На первом этаже разместили три мастерские: гончарную, ткачества, а также вышивки и кружева. Оборудование у нас – одно из лучших в мире. Тяжелые немецкие печи для обжига глины, японские гончарные станки. Поставщики сказали, что такого мощного заказа им никто не делал. В фойе мы оборудовали парадную экспозицию, посвященную скопинской керамике, потому что Скопин – родина промысла. Сами гончары признали наш город столицей российского гончарства.
В мастерских Центра будут работать местные гончары. Сегодня это, в основном, молодые по возрасту, но уже опытные специалисты. Из ветеранов остался один Александр Иванович Рожко – Заслуженный работник культуры России, лауреат Государственной премии. Он всегда готов прийти на помощь в проведении мастер-классов для всех желающих не только освоить промысел как профессию, но и тех, кто впервые сядет за гончарный круг, чтобы своими руками вылепить из глины сувенир на память.
По-своему уникален и располагающийся в одном здании с Центром музей гончарства. По традиции мастера – участники фестиваля дарят городу свои работы. Из лучших произведений самых талантливых и самобытных гончаров формируется фонд музея. В отличие от фестиваля музей гончарства работает круглый год и является одним из центральных объектов экскурсионной программы.
– Скопин испокон веков привлекал к себе внимание людей не только нашей страны, но и мира, – говорит министр культуры и туризма Рязанской области Виталий Попов. – Сегодня город открывает громадные возможности для привлечения туристов. Здесь есть возможность в свободном доступе поучаствовать в мастер-классах, создать что-то своими руками и прикоснуться к традициям. Это еще и мощная система выявления наших будущих мастеров гончарства. Я думаю, что созданный Центр народных художественных промыслов и ремесел привлечет еще больший поток туристов. Скопин вот этим своим прорывным шагом демонстрирует, по какому тренду он идет, как должны изменяться улицы. Это не единственный город в области, который может показать себя. Но с точки зрения эксклюзивности своей, интересного пути, который прослеживается сегодня, наверное, это один из самых уникальных городов.
Особенность работы Центра в том, что он будет продвигать и развивать не только гончарный, но и другие редкие промыслы – михайловское кружево, шиловскую лозу, кадомский вениз.
– Наше производство сегодня работает, – говорит директор предприятия «Кадомский вениз» Николай Ренин. – 90 специалистов занимаются ручной и машинной вышивкой. Есть пошивочный центр. Мы выпускаем различную одежду – блузки, платья, сарафаны – по заказу для Москвы. Изделия народных промыслов: скатерти, столовые комплекты, спальные комплекты, столешницы – реализуем сами. Кадры готовим на предприятии. Однажды послали на учебу в Московское художественное училище имени Калинина четырех девушек. Одна вернулась, остальные вышли замуж и остались в Москве. Предприятие работает с прибылью, но незначительной. Правительство области помогает средствами на приобретение оборудования и развитие. Можно было бы привлекать средства и на въездной туризм, но ехать к нам далеко, так что однодневные туры не организовать, а на ночевку оставаться негде. Гостиница всего на 20 мест, а туроператоры формируют группы минимум по 40 человек, по количеству мест в автобусе.
– Мне очень нравятся работы моих земляков из Кадома, – говорит директор Центра Татьяна Лощинина. – В них аристократизм присутствует. Это какой-то высший пилотаж в кружеве, в вышивке.
Прямо в фойе Центра, на церемонии открытия, мастер-класс по вышивке провела специалист предприятия Наталья Беглова. Она вышивала столешницу под названием «Восточные сказки». Рисунок придумала художница, каркас обработали при помощи машинной вышивки, а узор рождался благодаря умелым рукам вышивальщицы.
– На вышивку этого изделия уходит около полугода, – говорит Наталья Беглова. – Работа кропотливая, требует внимания, усидчивости и фантазии.
Создание Центра народных художественных промыслов и ремесел поддержал Губернатор Рязанской области Олег Ковалев. Для руководства региона это, прежде всего, мощный ресурс развития малого и среднего предпринимательства на новом качественном уровне.
– Самое важное я вижу в том, что появился дом для творческих людей, – комментирует событие первый заместитель Председателя Правительства области Дмитрий Андреев. – Творческие люди обладают нестандартным мышлением, а это то, что сегодня необходимо нашей стране. В Центр мы будем привлекать молодежь, сюда будут ходить дети, значит, мы сможем накопленные десятилетиями традиции не только развивать, а передавать молодому поколению и, главное, совершенствовать уже как бизнес, а это серьезный ресурс для развития территории.
Областной Центр народных художественных промыслов и ремесел свою работу уже начал. В 2015 году будет отремонтирован и оснащен оборудованием второй этаж здания. В работу планируется запустить мастерские по лозоплетению и деревообработке, кузнечному ремеслу, лоскутному шитью, живописный класс, научную лабораторию и библиотеку.
– Мы оборудуем зал для проведения видеоконференций, – говорит Народный художник России Татьяна Лощинина. – У нас будет возможность общаться с коллегами из России и зарубежных государств, обмениваться новыми подходами в работе, существенно продвигать промыслы как туристический ресурс. Уверена, что теперь к нам в Скопин будут приезжать гости не только раз в год на фестиваль, а гораздо чаще.
В новогодние и рождественские каникулы выходных у мастеров не будет, а Центр народных художественных промыслов и ремесел посетят первые экскурсионные группы из Рязани, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России (e-mail: skopin.centr.remesel@yandex.ru).
Точка зрения
Марина Ретюнская,
начальник управления культуры г. Скопина:
– Открытие Центра народных художественных промыслов и ремесел – это огромное, значимое событие для нашего славного города. Это сосредоточение в одном месте всех народных промыслов Рязанской области. Это привлечение туристов на богатую традициями скопинскую землю. Это огромный поклон всей культуре нашей области, всем ремесленникам, мастерам, всему народному искусству.