Патрикеевна – хитра, умна, изворотлива. У нее роскошная рыжая шубка, чудесный пышный хвост, миловидная с плутоватыми глазками и торчащими ушками мордочка. Добавим сюда еще черные «модные чулочки» на лапках, дивную седую «манишку» на грудке, и мы получим подлинный портрет лисы – неизменной героини народных сказок. Однако не следует забывать о том, что у портрета этого обаятельного зверя есть и другая сторона, и эта изнанка таит в себе серьезную опасность.
Северную окраину шацкого села Лесное-Ялтуново замыкает примыкающий к пойменному лугу уединенный хуторок с полудюжиной дворов. Местные жители называют его Сухой Рынок, потому как весной он пребывает в окружении полой воды. Тут дома окнами смотрят на синеющий за огородами лес, откуда частенько наведываются гости. Из птиц это ястребы, из зверей – хори и лисы. Всех интересует дворовая живность – главным образом, разгуливающие возле дворов куры. Чтобы оградить хохлаток от докучливых визитеров, многие держат собак. И стражи хутора службу свою несут исправно. Учуяв непрошеных гостей, они незамедлительно ударяют в «набат» и своим истошным лаем обращают их в бегство. Даже лисы проникать в селение остерегались. Но осенью минувшего года рыжих бестий словно подменили, и живой щит хутора был «взломан».
В тот вечер семидесятишестилетняя Зинаида Павловна Ермакова услышала заливистый лай своей сторожевой собаки. Выбежала на крыльцо и опешила: в трех шагах от нее стояла лиса, нисколько не обращая внимания на разозленного пса. Будучи на привязи, он не мог образумить наглую гостью и от досады только судорожно метался по сторонам, громыхая цепью. Но свидание было недолгим. Зверь, не раздумывая, бросился на крыльцо, и напуганная бабушка еле успела забежать в сени и закрыть за собой дверь. «Бешеная!» – осенила ее мысль.
Следующим вечером Тузик вновь забил тревогу. Зинаида Павловна кинулась к окошку. То, что она увидала, не приснится и в кошмарном сне. Лиса стояла напротив, пялясь на свет в окошке. Вид зверя был ужасен. Шерсть вздыблена, глаза выпучены, из оскалившейся пасти падали слюни. «Да это же вчерашняя гостья! – мелькнуло в голове старушки. – Быть беде». Бешеное животное, потеряв интерес к человеку в окошке, вдруг ринулось на собаку. Не ожидая такого поворота событий, Тузик от страха бросился в конуру. Лиса за ним. Расшвыривая соломенную подстилку, недруги сцепились в смертельном поединке. В отчаянии бабушка схватила увесистую задвижку ворот и бросилась на выручку собаке. Драчуны тем временем выкатились из конуры наружу и, роняя клочья шерсти, схватку продолжили у ног подбежавшей хозяйки. Лиса хотела было кинуться на человека, но замотанная в цепь и удерживаемая собакой, только злобно оскалилась. Второпях хозяйка вместо лисы огрела своего Тузика, но тот бешеного зверя продолжал удерживать. Не теряя присутствия духа, она стала прицельно угощать незваную гостью дубинкой по хребтине.
В районной ветлечебнице, куда была доставлена убиенная лиса, случай бешенства подтвердили. Всей домашней живности хутора немедленно сделали прививки. Геройски сражавшегося Тузика посадили на карантин отбывать положенный двухнедельный срок в условиях строгой изоляции под наблюдением. Но все обошлось – проявлений признаков бешенства у кобеля не обнаружилось.
Но точка в этом деле еще не поставлена. Угроза из леса продолжается. Дело в том, что тропинку к хутору отыскали другие лисы, и они тоже могут быть бешеными. Во избежание контактов с больными животными местный охотник Петр Иванович Дюдяев на околице хутора устроил засаду. Предлагая пахучие приманки – селедку, рыбные потроха и куриные кости – одного зверя ему удалось подкараулить и застрелить. Опасения были не напрасными. Выглядела лиса неопрятно, будто побывала в изрядной трепке.
Бешенством болеют не только лисы, но и все виды теплокровных животных, поэтому заразиться можно даже от ежика. Повышенной восприимчивостью к этому заболеванию отличаются представители куньих, грызуны, домашние кошки, собаки и даже летучие мыши. К вирусу бешенства также восприимчивы и птицы, преимущественно хищные. В нашей области основными распространителями вируса бешенства являются лисица, волк и енотовидная собака. Но из-за того что число волков и енотовидных собак в наших лесах невелико, главным распространителем болезни остается лисица.
Обычно очаги бешенства в природе как бы «дремлют». Но бывают годы, когда вирус просыпается и распространяется с невероятной быстротой. Часто это связано с ростом численности какого-нибудь вида животного – носителя бешенства. И чаще всех ими становятся мышевидные грызуны, от которых в первую очередь заражаются животные, охотящиеся на них. И лисица тут стоит особняком.
За последние годы численность рыжих бестий многократно увеличилась. Причин много. Главные из них – поглощение древостоем бросовых полей и отсутствие вешних разливов на малых реках, что тоже приводит к зарастанию пойменных лугов. Чрезмерно расплодившиеся в новоявленных лесах мыши побуждают лис к размножению. Если раньше на соседствующих с селами заливных лугах лисьих нор не было и в помине, то за последние два десятилетия их стало немыслимо много. Растет и число щенят в лисьих пометах. В иных норах зоологи отмечают по десять и более лисят. Есть и такое обстоятельство: обладатели ружей всегда держали лис на прицеле, теперь интерес к ним потерян – лисьи шапки вышли из моды.
Что касается грызунов, то на их размножение благоприятно влияют мягкие малоснежные зимы и засушливые весенне-летние месяцы. Биологи такие годы называет «мышиные», и они часто сопровождаются вспышками бешенства. В минувшем году эта взаимосвязь вновь подтвердилась. В области было зарегистрировано более пятидесяти случаев лабораторно подтвержденного бешенства среди лис. Велико и число людей, пострадавших от их укусов. «Пожар» бешенства наиболее сильно разгорелся в Милославском, Рыбновском и Шиловском районах. Случаи бешенства также отмечались и во многих других местах области.
Зоологи и охотоведы, контролирующие очаги бешенства, знают: болезнь эта напоминает о себе дважды в году – осенью и в зимне-весенний период. Связано это с тем, что гон (период спаривания) лисиц, сопровождающийся остервенелыми схватками между самцами, приходится на январь-март. В конце лета и в начале осени, когда подросший молодняк покидает семейные участки и расселяется, что тоже приводит к борьбе за участки обитания, бешенство среди лис вновь достигает своего апогея.
Вспышка бешенства, в конце концов, затухает, все больные животные неизбежно погибают. И чем сильнее вспышка, тем больше гибнет хищников. И в этом ученые усматривают некую «смирительную рубашку», которой природа ограничивает чрезмерное размножение животных. Это закономерно. Но беда в том, что болезнь неминуемо касается и других теплокровных, в том числе и человека.
Природу бешенства и способы избавления от него человек узнал в 1885 году. Тропинку к этому проложил французский микробиолог Луи Пастер. Он догадался, что в организме заболевшего активизируется какой-то возбудитель, и если своевременно сделать прививку ослабленных микроорганизмов, то легко переболевший человек или животное приобретет к этой болезни иммунитет. И действительно, после долгих научных поисков Пастер такой вирус нашел. Он узнал, что это микроскопическое существо разрушает мозг и что, «базируясь» в слюне бешеного животного, оно заражает другой организм через ранку или царапину. Пастер также узнал: инкубационный период этой болезни длится от десяти дней до трех месяцев. Зараженный бешенством человек испытывает небывалую слабость. У него появляется водобоязнь, разбалансированность в движениях, агрессия. Но самое страшное то, что на этой стадии болезнь предотвратить уже невозможно. Больной обречен. И лишь своевременно сделанные прививки заболевшего человека спасают.
В наше время, когда медикам известен вирус бешенства и найдены способы борьбы с ним, угроза болезни по-прежнему существует повсюду. Поэтому важнее болезнь эту не лечить, а предупредить. Своевременное обращение за медицинской помощью (до начала клинических проявлений болезни) гарантирует человеку полное выздоровление.