02:16 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1717

Шоковая терапия

Испытания, выпавшие на долю братского народа, стали проверкой на прочность и для нас

В длинные новогодние каникулы, когда у большинства наших сограждан было вдоволь всего: свободного времени, хлеба и зрелищ, многие телезрители, отказывая себе в законном увеселении, упорно жали на кнопку «Россия-24», где в постоянном режиме сообщалось о событиях на Донбассе. Сначала информация была более-менее спокойной: хрупкое перемирие продолжается. Теперь снова загрохотало…

Прошлой весной перед нами впервые предстали на экране кадры, от которых заныла душа. Так хотелось тогда что-то сделать, но что? Затем отзвук войны дошел и до Рязани.

Елена Рудольфовна Григорьева, с которой я недавно познакомилась, и ее муж, увидев по телевизору одну из первых партий украинских беженцев, которых привезли в Поляны, тут же принялись звонить своим знакомым и собирать необходимую одежду – вынужденные гости из соседнего государства предстали на экране лишь в шортах и майках, а надвигалось похолодание. Жалкое имущество беженцев было собрано в узлах, и женщина, проявив смекалку, отправилась на базар, купила два десятка больших сумок на «молниях», и со всем багажом они с мужем отправились на своей машине в пункт временного размещения беженцев. Надо ли говорить, как им там обрадовались?

Елена Рудольфовна (кстати, наполовину украинка, инженер по образованию, сейчас – на пенсии) уже имела до этого опыт добровольной работы с беженцами: лет десять назад она устраивала жизнь людей, приехавших в Рязань из Грозного. За помощь украинцам женщина взялась со знанием дела. Начиная с лета, у нее появилось около десятка блокнотов, в которых записаны несколько сотен имен и номеров телефонов людей, которые когда-то обратились к ней за помощью и которых она теперь, как говорится, держит на контроле. Кому-то нужны элементарные житейские вещи, кому-то надо срочно снять недорогую квартиру, у кого-то нет денег на лекарство и т.д. В день ей адресуются десятки мобильных звонков, поэтому время расписано «от» и «до», но странное дело: как утверждала моя собеседница, благотворительный труд не только не изматывает ее, а, наоборот, придает ей силы. Она объясняет это природными генами и в доказательство приводит поступок своего деда, который, возвращаясь домой с заработков, отдал все деньги многодетной вдове, случайно оказавшейся с ним в одном вагоне поезда.

Елена Рудольфовна лишь одна из тех десятков рязанцев, которые добровольно взяли на себя очень хлопотную, но важную общественную обязанность. Это число можно увеличить примерно в три раза за счет членов их семей, потому что без поддержки и понимания семьи добровольцу очень затруднительно выделить для «своих» забот не только солидную часть времени, но и, как часто бывает, некоторые средства. Число добровольных помощников значительно увеличивается и за счет жертвователей, т.е. людей, которые сами не предпринимают каких-то активных действий, но делятся с украинскими беженцами какими-то вещами, жильем или деньгами: одна женщина, например, сняла для них со своей сберкнижки 50 тысяч рублей.

Я попыталась выяснить, кто более отзывчив в помощи украинцам: молодые или старые? То есть за какой период накопилась та благородная энергия, выплеск которой мы наблюдаем? Оказалось, что большой разницы между теми и другими нет. Но отклик людей в возрасте, которые сами когда-то пережили лишения, которые воспитывались на добрых советских книгах и фильмах, более эмоционален, сердечен. Например, бабушки, продающие на барахолке, готовы не только бесплатно отдать свой товар – теплые мохеровые шарфы, свитера, куртки, обувь, но и поговорить, поплакать о бедствии, свалившемся на незнакомых им людей.

Волонтерскую же работу ведут чаще всего молодые. Как правило, это женщины, мужья которых трудятся на «постоянке», а сами они сидят дома с детьми. У мамочек-надомниц под руками компьютер, а значит, есть возможность, не мешкая, через Интернет послать информацию о том, в чем нуждаются беженцы. Потом молодая мама может вместе с детьми сесть в машину и развезти по адресам то, что удалось собрать, или все это определить пока на склад, помещение для которого выделил еще один добрый человек – директор «Северной компании» Михаил Олегович Михайлов.

Деловитость молодых волонтеров вовсе не означает, что внутри у них ничего не болит. Ведь все и началось-то, можно сказать, с болевого шока после того прямо-таки невозможного, что явил нам телеэкран.

Экономист, мать двоих детей Светлана Никушкина рассказывала: «Когда я увидела, как донецкие ребятишки под бомбами плачут, то поняла, что жить спокойно, как прежде, не смогу». Она одна из первых приехала в Поляны и привезла для беженцев обогреватели, а потом стала активным волонтером. Именно ее адрес дали молодой украинке с ребенком, которая «без ничего» приехала в Рязань, имея в виду лишь, что здесь, как ей говорили, живет много добрых людей. И действительно, Светлана сделала все возможное, чтобы устроить молодую женщину.

Рязанским волонтером стал и уроженец Ряжска Константин Зосимов: хотя он живет и работает в Москве, но по выходным приезжает в родные места, чтобы оказывать содействие людям из Украины.

Наверное, молодые супруги Юля и Влад Архаровы занимают особое место среди добровольцев, для них материальная помощь переселенцам (они привозят им детское питание) является частью их благотворительной деятельности. «У этих ребят такие одухотворенные лица», – говорила мне Е.Р. Григорьева.

Большим испытанием для работы добровольцев стало приближение зимы. Метеорологи обещали крепкие морозы, а сколько ни собирали, ни покупали для беженцев теплых вещей, всего пока оказывалось мало. Известили о проблеме директора рязанской школы №51 Ольгу Николаевну Маслюк. Она обещала мобилизовать на сбор одежды ребят из своей и соседних школ. И вскоре волонтерский склад на территории «Северной компании» оказался заполненным. Перед новогодними праздниками добровольцы организовали для украинских детей три елки. Они стали своего рода смотром результатов благотворительного труда. Волонтеры были довольны: дети и взрослые, приглашенные на праздники, выглядели по сезону…

А в новогодние дни в одном из районов в донбасской семье случилась беда: умерла бабушка. И снова «мобилизация» – на сбор денег.

Конечно, отношение к людям, покинувшим Украину, не всегда назовешь идеальным – это порой относится и к «простым» рязанцам, и к различным структурам. Но в общем и целом можно сказать, что наш народ достойно проходит экзамен на доброту. «Шоковая терапия» служит в данное время хорошим толчком для пробуждения гражданского сознания.

…Вспоминается встреча осенью на территории Казанского монастыря в Рязани. Из дверей храма вышел мужчина с хозяйственной сумкой в руках (видно, жена посылала на базар) и запросто обратился к стоявшей неподалеку игуменье:

– Как на Украине над людьми издеваются! Что же делать-то?

– Помогать тем, кто оттуда бежал, – ответила матушка.

– А мы помогаем! – вроде бы даже как-то обрадовался мужчина. – Мы двух женщин из Луганска приютили…

Как ни старались в новейшую историю прививать нам, казалось бы, оправдывающие себя всюду и везде буржуазные ценности жизни («Можешь говорить громко: ты богат»), в среде народной преимущественное значение по-прежнему имеют справедливость и милосердие. Сейчас это особенно важно.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 7 (4801) от 21 января 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Сегодня – Международный день объятий

Качество жизни в Рязанской области последовательно повышается

В Рязани меняется схема движения транспорта по улице Братиславской: ограничения будут действовать до февраля

Весенние выборы
В апреле в регионе будут досрочно выбирать глав трех сельских поселений
Татьяна Железнова
Счастье информационного вакуума
Елена Серебрякова
Читайте в этом номере: