Но однажды в ходе моего импровизированного социологического опроса вдруг услышал:
– Я постоянно принимаю участие в переписи населения для того, чтобы оставить свой след в истории.
Вячеслав Николаевич Егоров, историк и краевед, более полувека свой жизни отдал изучению прошлого скопинской земли. Собирая сведения для энциклопедии родного края, Егоров опирался на фактологический материал из различных учетных документов. Сегодня мы точно знаем, кто и в какой период проживал в наших местах, в том числе благодаря и переписям населения.
Первое упоминание о Скопине краевед обнаружил в писцовых книгах XVI века.
– В России этого периода велись земельно-хозяйственные описания, так называемые писцовые книги. В Российском государственном архиве древних актов мне удалось обнаружить старорусский текст из дела под названием «Отказные книги Ряжского уезда и города Скопина», – говорит Вячеслав Егоров.
Занимаясь переводом этого статистического документа, Вячеслав Егоров выяснил примерное количество жителей этих мест, род их занятий, откуда люди прибывали на скопинскую землю и как выглядел острожек в те давние времена.
Вот и получилось, что общее население Скопина того времени вместе с пушкарями, стрельцами и крестьянами, их женами и детьми составляло 1500 человек. И сам городок был небольшим. Его центром являлся острожек с церковным местом и боярским двором. Имелись в городе дворы пушкарские, стрелецкие, крестьянские и бобыльские.
Об изменениях, которые произошли в Скопине за столетие, Вячеслав Егоров узнал из переписи, проведенной в 1710 году по указу Петра Великого. Население Скопина в 1716 году состояло из стрельцов, отставных солдат, посадских людей, кузнецов, дворцовых крестьян, монастырских. Множественные ошибки, допускаемые переписчиками по невежеству и умышленно, не дают точного представления о численности населения. Имеется немало свидетельств того, что за взятки переписчики «забывали» не только отдельные дворы, но и целые деревни. Или, наоборот, переписчики учитывали пустые дворы, одну и ту же деревню вписывали дважды. Ведь результаты переписи давали основания для налогообложения.
– Первая всеобщая перепись населения в Российской империи была проведена в 1897 году по инициативе нашего земляка, рязанца Петра Петровича Семенова Тян-Шанского, – говорит Егоров.
По мнению Вячеслава Николаевича, к ней можно относиться как к более или менее достоверному источнику. Но и эта перепись не обошлась без курьезов. Так как среди населения не велось никакой разъяснительной работы, то ходили самые различные слухи. Говорили о том, что где-то в Аравии вымерло много народу, а потому туда намереваются переселять одиноких молодых баб, чтобы выдавать их замуж за арабов. Потому народ прятался, уходил в леса, а некоторые религиозные фанатики закапывались живыми в землю.
Скопин того времени считался одним из лучших уездных городов империи. Многие здания в городе были двух- и даже трехэтажные. Были в Скопине свое реальное училище, общедоступная библиотека, городской банк, множество церквей. Центральные улицы города были замощены булыжником. Активное участие в переписи населения принимал скопинский дворянин Сергей Николай Худеков. За свои труды он был награжден бронзовой медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года».
Изучая документы, связанные с переписью, Вячеслав Николаевич выяснил много нового и о собственных корнях.
– Теперь я знаю свою родословную на сто пятьдесят лет вглубь. И когда я заполняю переписной лист, то тем самым оставляю собственный след в истории.