Процедуру обсуждения и принятия проходят ещё два федеральных закона: «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Чем вызваны разработка и принятие этих федеральных законов и как они повлияют на отечественное здравоохранение? Остановимся более подробно на уже принятом законе, который касается не только здравоохранения, но и всех бюджетных учреждений РФ. Данный закон, по мнению разработчиков, должен преодолеть низкую эффективность функционирования существующей системы бюджетных учреждений. В новой Программе повышения эффективности бюджетных расходов, разрабатываемой в настоящее время Правительством РФ во исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию, как раз эффективность работы бюджетных учреждений и качество оказываемых ими услуг становятся ключевыми.
Рассматриваемый закон получил положительный отзыв ведущих экспертов, специалистов федерального и регионального уровней, его поддержали Общественная палата РФ, субъекты Российской Федерации, текст был согласован с общероссийским объединением профсоюзов и работодателей. Новый закон решает две основные задачи реформирования бюджетной сети: во-первых, это создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими внебюджетных средств, расширение самостоятельности учреждений бюджетной сферы, повышение ответственности за конечные результаты их деятельности, а также сохранение социальной ответственности государства за те сектора, где действие рыночных механизмов нецелесообразно.
Во-вторых, он создает условия и стимулы для федеральных органов государственной власти по оптимизации сети учреждений.
Итак, законом предусмотрено, что государственные и муниципальные учреждения будут функционировать в форме бюджетного, автономного или казенного учреждения. Выбор любой из этих форм будет зависеть от возможности работы учреждений на основе рыночных принципов. Органы государственной власти или органы местного самоуправления до 1 декабря 2010 года должны определиться по этому вопросу и до 1 июня 2011 года внести соответствующие изменения в уставы учреждений.
Закон вступает в силу с 1 января 2011 года. При этом устанавливается переходный период – до 1 июля 2012 года.
Следует отметить: данный закон формирует законодательную базу для развития новых форм бюджетных учреждений. Он вносит изменения в 28 законодательных актов, включая Гражданский, Бюджетный и Налоговые кодексы РФ, а также в соответствующие отраслевые законы. Закон потребует разработки более 40 нормативных правовых актов.
Грядущие изменения правового полномочия бюджетных учреждений неоднозначно восприняты и структурами власти, и обществом, и оппозицией. Критические замечания прозвучали и в ряде СМИ.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья, поддержав закон в целом, отметил возможность возникновения рисков недофинансирования муниципальных учреждений здравоохранения в сельской местности, малых и средних городах. Такой риск имеется и в отношении диспансеров, психиатрических больниц, других специальных учреждений. В связи с этим комитет рекомендует предусмотреть в нормативно-правовых актах органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления защитные механизмы по сохранению действующего уровня расходов для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений. Самое важное – это необходимость сохранить в полном объеме государственные гарантии и оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ.
Итак, закон принят. Он вступит в силу уже с 1 января будущего года. Сейчас время для тщательного его изучения и подготовки к работе бюджетных учреждений в новых условиях. Органами государственных и муниципальных властей готовятся соответствующие закону нормативно-правовые акты Минздравсоцразвития, другие заинтересованные министерства и ведомства готовят методические рекомендации по разъяснению закона и его внедрению. Министерство финансов РФ издало сборник материалов «Государственные (муниципальные) задания: порядок формирования и практика внедрения». Подписной комплект включает также самую полную и компетентную нормативно-правовую базу, рассматривающую вопросы формирования и внедрения государственного (муниципального) задания. Подготовлен модельный пакет нормативных актов на региональном и муниципальном уровнях.
9 августа – авторы сборника провели интернет-семинар по государственным (муниципальным) заданиям.
1-2 ноября в Москве пройдёт всероссийская практическая конференция «Новый статус медицинских бюджетных учреждений: механизмы их финансового обеспечения и правовой ответственности».
Подводя итог обсуждению Ф3 №83, обратимся к высказыванию Президента РФ Д.А. Медведева, который подчеркнул: государство не снимает с себя ответственности по обеспечению бесплатного образования и медицинских услуг, а лишь даёт возможность учреждениям заработать дополнительные деньги.
Министерство здравоохранения и социального развития считает, что назрела необходимость обновить закон об обязательном медицинском страховании, принятый еще в 1993 году. Татьяна Голикова по этому поводу заявила: «Мы не вносим поправки в старый закон, мы пишем его новую редакцию». По мнению министра, обновленный закон о медицинском страховании повернется лицом к гражданам. Итак, Россию ожидает реформа системы обязательного медицинского страхования, которая позволит каждому выбирать, где и у кого лечиться, получать медицинский полис единого образца и единую электронную лечебную карту.
«Российская газета» по поводу нового закона о медицинском страховании пишет, что он увеличит объем финансирования на оказание медицинской услуги. Авторы законопроекта надеются, что финансирование здравоохранения будет понятным, четким и одноканальным, а медицинская помощь в России станет качественной и равнодоступной. Человек с единым полисом сможет получить лечение не только по месту прописки. Так, житель провинции сможет лечиться в Москве. Законопроект в настоящий момент направлен в Государственную Думу для первого чтения. Подробнее о его содержании можно будет узнать несколько позже.
Наконец, третий федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» уже обсужден депутатами Государственной Думы в первом чтении. В соответствии с данным законопроектом субъектам Российской Федерации вменена функция организации оказания медицинской помощи на территории субъекта в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а органы местного самоуправления по новому законопроекту создают условия для оказания медицинской помощи населению муниципального района или городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Таким образом, новый закон восстанавливает вертикаль власти в субъектах РФ в части организации медицинской помощи населению.
Л.Горазеева,
Почетный гражданин г.Рязани,
член Ассоциации заслуженных врачей Российской Федерации.