03:57 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2021

Требуются герой и время

Поможет ли Год литературы школьному предмету «литература»?

Наши школьники снова пишут итоговое сочинение. Казалось бы, если возвращается старая, испытанная временем форма, то какие могут быть проблемы? Но нет. Форма – старая, а время – новое. Как совместить одно с другим, чтобы выпускное сочинение оправдало те надежды, которое общество на него возлагает?

Разговор на эту тему у меня состоялся в Мурминской средней школе Рязанского района. Участвовали в нем учителя русского языка и литературы Ольга Викторовна Клейменова и Ольга Сергеевна Гаврилина, а также учащиеся выпускного, одиннадцатого класса…

Прежде всего, ребята вспомнили, как заволновались они, когда после начала учебного года узнали, что сочинение они будут писать скоро, в начале декабря! Но опытный учитель-словесник Ольга Викторовна быстро взяла ситуацию в свои руки, тем более что и условия этому сопутствовали: были известны пять направлений, в русле которых могли быть определены темы сочинений. Дети сосредоточились на соответствующих литературных произведениях, обсудили их вместе с учителем. Ольга Викторовна принесла в класс хранящиеся у нее с давних пор уже пожелтевшие странички сочинений прежних своих учеников. Это довольно объемистые труды, которые писались шесть часов в соответствии со всеми тогдашними канонами: эпиграф, вступление и т.д. При виде их нынешние выпускники даже оробели: «Мы так не сумеем». Им для сочинения было отведено около четырех часов, работа предусматривала не менее 350 слов…

Скажу здесь несколько слов об учениках, на которых после пятилетнего перерыва выпало испытание сочинением. Мурминская школа довольно большая по сегодняшним сельским меркам, в ней более трехсот учащихся. А в выпускном классе всего двенадцать человек – это те, которые намереваются поступать в вузы. Понятное дело, что проблем с учебой у них никогда не было и нет, что это, говоря по-современному, наиболее «продвинутые» ребята: и книжки читают, и стихи пишут, и, следуя школьной традиции, участвуют в областном конкурсе «Слово доброе посеять». Большая часть выпускников обратилась к теме «Вопросы, заданные человечеству войной», что неудивительно, ведь скоро юбилей Великой Победы. Кто-то решился поразмышлять на тему «Человек и природа». Одна девочка, любительница стихов, взяла тему, посвященную 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова.

В результате все получили зачет, а значит дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Есть ли еще какие приобретения? Мне рассказывали, что один мальчик в период подготовки к сочинению как бы открыл для себя повесть Пушкина «Капитанская дочка» и часто делился своими впечатлениями о ней с одноклассниками. Ценно ли это? «Конечно, – ответят мне, – пристрастие к книге, к литературе – необходимое условие воспитания в человеке нравственных качеств, потому и Год литературы придумали»…

И тут встает вопрос, который был бы, наверное, немыслим лет тридцать назад, когда в том же школьном кабинете литературы, где мы вели разговор, преподавала наставница Ольги Викторовны – прекрасный учитель-словесник Любовь Александровна Гоева. Вопрос такой: имеются ли сегодня книжки, на которых (как говорится в обиходе) можно воспитывать?

Известный критик Павел Басинский напечатал недавно в «Российской газете» посвященную Году литературы полемическую статью под заголовком «Год есть. А литература?» Тем самым он поставил под сомнение, что в России сегодня есть писатели, которые, говоря словами Белинского, выражают «дух того народа, среди которого они рождены и воспитаны, жизнью которого они живут и духом которого они дышат, выражающих в творческих произведениях его внутреннюю жизнь до сокровенных глубин и биений».

Нет, золотой фонд классики XIX-ХХ веков по-прежнему на месте и востребован. Советская литература тоже, если не по основной программе, то по внеклассной. Ольга Викторовна, например, в связи с событиями в Украине не могла обойтись без «Молодой гвардии» А.Фадеева: «Ведь там речь идет о тех же городах, за которые сейчас идут бои». Ее коллега Ольга Сергеевна считает, что в «читающем» классе стоит познакомить детей с романом Н.Островского «Как закалялась сталь». Что касается современной российской литературы, то обе учительницы, судя по их высказываниям, склонны поддержать сомнения упомянутого выше критика.

Ольга Сергеевна – молодой педагог, окончила школу и университет уже в новейшую эпоху. В 2013 году она одержала победу в районном конкурсе учителей, что говорит о ее большом потенциале. Достаточно ли его будет, чтобы сделать «читающим» десятый класс, который она сейчас ведет? Усилий одного учителя для этого бывает мало, требуется поддержка родителей.

Мне рассказывали в Мурмине об одной удивительной семье книгочеев – активных посетителей и школьной, и сельской библиотек… Но и другие родители вроде бы понимают, что книга ребенку нужна, и обнадеживают педагогов: «Наш читает, по крайней мере, мы его постоянно видим с книгой». Задались бы еще вопросом: с какой?

Нынешние дети любят зарубежное «фэнтези» (про «властелинов колец», «зачарованных», «сумеречных», «хоббитов» и т.д.), девчонки поглощают сериальные романы… Но это не литература в высоком смысле данного слова, не те книги, которые принято «изучать». Конечно, пишется и большое количество солидных произведений, многим из которых присуждаются «громкие» премии. Но учителя, слыша названия таких книг, с сомнением качают головой: не о нашем времени и вообще непонятно о чем, да и цитировать их в классе бывает просто неприлично.

Решая сложнейшую задачу, что давать школьникам из современной литературы, Ольга Сергеевна предлагает им для обсуждения, например, письма академика Д.С. Лихачева, обращенные к молодежи, или моноспектакль Евгения Гришковца «Прощание с бумагой».

Умный, талантливый учитель всегда найдет выход из положения, но не странно ли: русская литература – без современного положительного героя? Невольно вспоминается, как в старые добрые времена писатели, слыша в свой адрес: «Мало вы еще пишете о нас (лесорубах, подводниках, металлургах и пр.)», окунались в глуби народные, а потом садились за стол сочинять стихи, пьесы, романы, и довольно часто получалось очень неплохо.

В наше время наблюдается «социальный заказ» иного рода: писатель Борис Акунин продал на благотворительном аукционе возможность назвать одного из героев своего нового романа за 610 тысяч рублей! Такой подход литературу может вообще уничтожить, а потому его многократное повторение, к счастью, маловероятно. И будем надеяться на то, что в Год литературы, когда о ее роли в воспитании молодого поколения будет говориться часто, писатели «намотают себе на ус» что-то полезное.

А перед учителями-словесниками стоит еще одна большая проблема: нехватка времени для изучения их предмета с детьми. Судите сами: если раньше у одиннадцатиклассников было шесть уроков литературы в неделю, то теперь только два. Хочется надеяться, что «литературный» Год в преодолении данной проблемы поможет, и гораздо больше детей станет читающими настоящие книги. В Мурминской школе эту тему недавно обсуждали на педсовете.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 14 (4808) от 30 января 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

«За что ты со мною борешься?»

Не потерять историческую память

«Весь я русский…»

Музыка без границ
Прославленный лауреат первой премии конкурса имени С.В. Рахманинова Александр Синчук выступил в Рязани
Тайна Грибоедова
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: