09:04 МСК
Воскресенье
07 / 03 / 2021
1817

В основе – закон

Трудно найти более подробно прописанное законодательство о выборах, чем российское

01-27-18 Уважаемые читатели! Избирательная комиссия Рязанской области совместно с редакцией газеты «Рязанские ведомости» начинает новый образовательный проект «Я – избиратель». Цель проекта – просветительская. Мы расскажем вам об основах избирательного права и избирательного процесса. Вместе с вами пройдем по коридорам избирательной комиссии и познакомим с ее деятельностью. Обязательно ответим на все ваши вопросы и учтем все ваши пожелания, направленные на улучшение нашей работы. Помните – у вас всегда есть право выбора при формировании органов власти и местного самоуправления. Наша задача – обеспечить реализацию этого права.

С уважением,
председатель Избирательной комиссии Рязанской области
Галина Муравьев
а


01-28-09 Самые крупные выборы, которые ожидают наш регион в 2015 году, – выборы депутатов Рязанской областной Думы. Официально их дата будет назначена в первой половине июня. А пока, до начала выборной гонки, которая обещает быть весьма интригующей, есть время поглубже изучить собственные избирательные права. В сегодняшнем выпуске мы поговорим об общем понятии избирательной системы и избирательного права в России.О них рассказывает заместитель председателя Избирательной комиссии Рязанской области Владимир ГРАЧЕВ.

Р.В. – Владимир Михайлович, насколько важна избирательная система как часть политической системы государства?

В.Г. – В статье 32 Конституции РФ установлено одно из важнейших конституционных прав граждан – право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, то есть через выборы. Этот ключевой демократический принцип и реализуется через избирательную систему. Она представляет собой прописанный в законах и иных нормативных актах порядок подготовки и проведения выборов. А реализацию этих норм называют избирательным процессом. Он включает в себя несколько стадий: от образования избирательных комиссий, участков, округов до подведения итогов голосования и результатов выборов.

Р.В. – Получается, избирательный процесс – это то же самое, что избирательная кампания?

В.Г. – Понятие «избирательный процесс» намного шире и не ограничивается рамками избирательной кампании. Ведь и в межвыборный период у избирательной комиссии немало обязанностей. Так, мы занимаемся регистрацией избирателей, разработкой и внесением изменений в действующие нормативные акты по выборам, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса.

Р.В. – Расскажите о правовых основах избирательного процесса в России.

В.Г. – В отличие от некоторых других государств, в Российской Федерации нет единого избирательного кодекса. Нормы избирательного права закреплены в Конституции РФ и целом ряде федеральных и региональных законов, правовых актов, принимаемых избирательными комиссиями. Из них основополагающими являются положения Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». За нарушения установленных норм предусмотрены различные виды юридической ответственности.

Р.В. – Некоторые эксперты указывают на чрезвычайную запутанность и сложность российского избирательного законодательства…

В.Г. – Мы относимся к тем странам, в которых подробно прописаны в законах все избирательные процедуры. Но при этом избиратель может самостоятельно разобраться в них без серьезной помощи со стороны квалифицированных юристов. Выборная система США, на которую привыкли часто ссылаться, например, достаточно трудная с точки зрения ее познания обычным гражданином. В нашем законодательстве много общего с законодательством европейских стран, мы многое переняли у них. Но могу с уверенностью заявить, что у нас оно является одним из лучших.

Р.В. – А как быть с регулярно вносимыми изменениями, которых за последние годы накопилось немало?

В.Г. – Говорить о многочисленности изменений неверно, их количество не столь значительно по сравнению со всем объемом избирательного законодательства. При этом большинство из них имеют целью не создание новых принципиальных положений, а совершенствование существующих институтов. Доработки законодательства в основном направлены на расширение гарантий избирательных прав, на облегчение совершения грамотных юридических действий всеми участниками избирательного процесса. Приведу последний пример: была проблема, связанная с выдвижением и регистрацией кандидатов в части предоставления ими обязательных документов. После внесения изменений в закон данная процедура намного упрощена, более того, избирательной комиссии теперь поставлено в обязанность извещать кандидата о выявленных недостатках в его документах, а кандидат вправе вносить в них уточнения и дополнения.

Р.В. – Давайте теперь коснемся второго смысла понятия «избирательное право» – он гораздо ближе каждому из нас.

В.Г. – Действительно, под избирательным правом понимают также право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Право избирать называется активным избирательным правом, право быть избранным – пассивным. Активным избирательным правом обладают граждане Российской Федерации, достигшие ко дню голосования 18 лет. Особое внимание в законе уделено тому, чтобы свои избирательные права в полной мере могли реализовать граждане с ограниченными возможностями здоровья, а также избиратели, которые не смогут самостоятельно прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам.

Право выбора
Путеводитель для избирателя


Демократические принципы организации и проведения выборов
– всеобщность: совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений, имущественного положения и т. д.;
– периодичность и регулярность выборов;
– прямое и тайное голосование;
– равенство голосов граждан: все избиратели имеют одинаковое число голосов;
– гласность проведения выборов;
– свобода и добровольность участия в выборах;
– состязательность: наличие альтернативных кандидатов.

Кто не может участвовать в выборах?
Традиционно в России не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, лишены пассивного избирательного права граждане РФ, имеющие гражданство либо вид на жительство иностранного государства, а также осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, даже если их судимость была снята или погашена, до истечения 10 лет для тяжких и 15 лет для особо тяжких преступлений со дня снятия или погашения судимости.

Статистика

941 910 человек составляет, по данным Государственной автоматизированной системы «Выборы», численность избирателей в Рязанской области по состоянию на 1 января 2015 года.

Самым многочисленным по количеству избирателей является город Рязань: на его территории зарегистрировано 420 тысяч 395 избирателей. Самый малочисленный – Пителинский район, на территории которого всего 4 тысячи 977 избирателей.

Анализируя динамику изменения численности избирателей в области, можно отметить, что за последние полгода их количество уменьшилось на 2 тысячи 609 человек – по состоянию на 1 июля 2014 года в области было зарегистрировано 944 тысячи 519 избирателей.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация избирателей, участников референдума и установление их численности на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации осуществляются по состоянию на 1 января и на 1 июля каждого года.

 

опрос_статистика1 

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 14 (4808) от 30 января 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Нарочно не придумаешь
Взнос на капитальный ремонт – забота о будущем дома
Оплатить его помогут меры социальной поддержки
Светлана Максимова
Читайте в этом номере: