Его дорога в космос была непростой. Однокашник Алексея Леонова по Кременчугской авиационной школе Владимир Аксенов попал только в третий набор отряда космонавтов. И было ему тогда уже 38 лет. Но, видимо, это свойство характера – добиваться поставленной цели, не отступая перед трудностями. А трудностей было немало.
Долгая дорога в космос
Он из того поколения мальчишек, которое, проводив отцов на войну, так и не дождалось многих из них домой с Победой. Отец Володи Аксенова погиб в 44-м. А в семье был еще и младший брат, и мама работала столько, сколько могла, чтобы прокормить двоих мальчишек. Потом Аксенов будет вспоминать: на ноги меня дедушка с бабушкой поставили. А были дедушка и бабушка Володи сельскими учителями словесности, людьми уважаемыми, безукоризненными.
Учиться Володя Аксенов начинал в сельской школе, потом поступил в Касимовский индустриальный техникум и так же, как в школе, числился среди лучших учащихся. Но все рухнуло в один день, когда умерла мама, Александра Ивановна. Мальчишки не могли оставаться одни. Так Володя Аксенов оказался в семье тети в Мытищах, неподалеку от Москвы. Там он учился в машиностроительном техникуме. Тогда впервые у него появилась возможность получить профессию, связанную с небом, с полетом. По комсомольской путевке его направили после окончания техникума в военную авиационную школу в Кременчуг, на Украину. Там-то ему и довелось познакомиться с будущим космонавтом Алексеем Леоновым.
После авиашколы у Аксенова был прямой маршрут в Чугуевское училище летчиков-истребителей. И он по этому маршруту успешно прошел, и опять был среди лучших курсантов. Он и не мог себе представить, что хрущевская военная реформа снова круто поломает все его планы. Сокращение ВВС было масштабным – отправлялись в запас полки, дивизии, целые курсы авиационных училищ. После полутора лет обучения курсант Аксенов был демобилизован. Надо было начинать жизнь сначала.
И тут ему повезло. В подмосковном Калининграде его взяли на работу в секретное, теперь знаменитое, ОКБ-1, которым руководил человек, имя которого страна узнала только после смерти, – Сергей Павлович Королев. На новую работу Аксенов пришел в январе 1957-го, а в октябре на околоземной орбите запикал первый спутник, начиналась новая космическая эра. Тогда Владимир Аксенов, наверное, не осознавал масштаба события, но понимал, что его новая работа – дело на всю жизнь. Он окончил заочно институт, стал инженером-конструктором. Между прочим, его дипломная работа была посвящена системам жизнеобеспечения корабля для полетов на Луну. Он еще не летал, но уже размышлял над трудностями полета в космос, примерял их на себя.
В 1965-м – еще один крутой поворот в судьбе Аксенова: из конструкторского отдела его перевели в летно-испытательный, руководил которым человек-легенда – летчик-испытатель Сергей Анохин. Аксенову – 30 лет, он – технический руководитель испытаний космической техники в невесомости. Опытные летчики выполняли полетные задания в условиях искусственной невесомости, а Владимир Аксенов осуществлял техническое руководство. У него вновь появилась возможность подняться в небо: он совершил 250 испытательных полетов на самолете-лаборатории «ТУ-104», 1200 раз побывал в режиме невесомости и 150 раз – в условиях лунной гравитации.
Заявление с просьбой зачислить его в отряд космонавтов Аксенов принес С.П. Королеву еще в 1965-м. Тогда уже набирали в отряд космонавтов не только военных летчиков, но и гражданских специалистов. Система отбора и обучения была одинаковой для всех. Королев поддержал его решение и начался строжайший медицинский отбор без отрыва от основного места работы. Не все сразу получилось: врачи посоветовали ему лучше соблюдать режим и прийти на медкомиссию через год. Через год не стало Королева. Владимиру Аксенову поручили возглавить одну из групп ОКБ-1, карьера его шла в гору. Но он продолжал готовиться в отряд космонавтов, ежегодно проходя медицинскую комиссию и находясь, таким образом, в состоянии постоянной «боевой готовности». Это было непросто делать в течение восьми лет. 21 марта 1973 года Владимир Аксенов стал космонавтом-испытателем.
Чувство полета
А в космос ему довелось полететь только в сентябре 1976 года с Валерием Быковским. Они летали почти 8 суток на корабле «Союз-22», у них была не совсем обычная программа. Они должны были испытать новую кинокамеру МКФ-6, а для этого фотографировать многозональным методом участки поверхности Земли, в том числе территорий СССР и ГДР. Землю они облетели 127 раз, работали по 16 часов в сутки, отснятый ими материал был практически бесценным. Тогда впервые появилась возможность рассмотреть не только Землю из космоса, но и атмосферу, а значит, оценить метеоусловия. Так начинались наблюдения за погодой из космоса. Космонавты успешно приземлились 23 сентября 1973 года. Спускаемый аппарат, на котором вернулся на Землю Аксенов, находится теперь в музее Циолковского в Ижевском. За этот полет Владимир Викторович получил свое первое звание Героя Советского Союза.
Второй раз ему удалось испытать чувство полета за пределы атмосферы и земного притяжения через четыре года, в 1980-м. Вместе с Юрием Малышевым они испытывали транспортный корабль «Союз Т-2». Это был первый космический агрегат, основными системами которого управлял бортовой компьютер, а пульт управления его был доверен экипажу. Американский «Шаттл» с подобной системой управления взлетел только через год.
Перед космонавтами была поставлена и еще одна задача – провести стыковку корабля с орбитальной станцией «Салют-6» в ручном режиме. Стыковка двух космических аппаратов в любом режиме – процесс непростой. Позволим себе шутку: управлять вручную такой махиной не многим легче, чем управлять в ручном режиме экономикой страны. Но бывает так, что выбора не остается. Они готовились к такой ситуации. Управлял стыковкой командир экипажа Юрий Малышев, Аксенов сидел в кресле и молча переживал происходящее. Когда запас энергоносителя был почти исчерпан, Аксенов не выдержал напряжения и попросил командира передать управление ему. И тот согласился, хотя и понимал, что идет против инструкции. Стыковка была успешно проведена. Но этим не исчерпались сложности этого полета: вместо мягкой посадки спускаемый аппарат совершил пять мощных прыжков по степи. Такого не было ни до, ни после полета «Союза Т-2». Так Аксенов стал Героем Советского Союза во второй раз.
Возвращение на Землю
В 1988 году Владимир Викторович покидает отряд космонавтов. Начинается новый жизненный этап. Как это ни странно, но Аксенов стал заниматься тем, что ему уже довелось делать в космосе. Он стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов Госгидромета СССР. Центр занимался разработкой систем, способных вести изучение поверхности планеты с помощью космической съемки. Аксенову удалось объединить в одной структуре управление спутниками, получение от них информации и интерпретации ее для конкретных потребителей, среди которых геологи, работники леса, гидрологи и сельские труженики. Так было создано НПО «Планета», которое, к сожалению, стало жертвой того развала экономики, который мы пережили в 90-х годах.
Конечно, Владимир Викторович тяжело переживал происходящее, но он не сошел с орбиты, продолжал работать в общественных структурах, писать книги, заниматься спортом. Кстати, не случайно на родине космонавта, в Касимовском районе, ежегодно проходит легкоатлетический пробег, посвященный Владимиру Аксенову. Владимир Викторович занимался разными видами спорта – плаванием, лыжами, легкой атлетикой, шахматами, по нескольким видам имеет спортивные разряды, звание Заслуженного мастера спорта.
Аксенов не забывает родину – и свое родное село Гиблицы, и Рязань. И не только потому, что в областном центре установлен бюст космонавта в сквере имени академика Уткина, тоже касимовца. Родина притягивает его, он приезжает сюда при каждом удобном случае. Вот и свою новую книгу «Дорогами испытаний» он привез в 2013 году в Рязань. И фотография, опубликованная сегодня в газете, сделана в том же году в Рязани. Аксенову присвоено звание Почетного гражданина городов Рязани и Касимова, еще целого ряда городов в России, Казахстане, США. Стал Владимир Викторович и почетным профессором РГУ имени С.А. Есенина.
Он – наш, рязанский. Мы любим его и гордимся им. Не всякому известному человеку дано понять, что взлет в космос невозможен без притяжения земли. Той земли, где ты родился.