00:37 МСК
Четверг
13 / 02 / 2025
2584

Бронепоезд от рязанских железнодорожников

Известно, что в годы Великой Отечественной войны на фронтах использовались не только военно-санитарные поезда, но и бронепоезда – как отголосок грозных дней революции и гражданской войны. Один из них – «Рязанский железнодорожник».

С самого начала сражений с гитлеровской Германией в Рязанской области было объявлено военное положение. Фашистские войска заняли семь юго-восточных районов области: Горловский, Захаровский, Милославский, Михайловский, Скопинский, Чапаевский и Чернавский, но прорваться к областному центру не смогли.

Именно с рязанской земли началось наступление Красной Армии в знаменитой битве под Москвой, и именно рязанские Михайлов и Скопин оказались первыми советскими городами, освобожденными в ходе боев за столицу.

С начала 1942 года осадное положение в Рязани было снято, и промышленность областного центра начала наращивать выпуск оборонной продукции. Шутка ли сказать: несмотря на нехватку рабочих рук, к концу войны выпуск промышленной продукции (в основном, военной) по сравнению с 1940 годом в городе значительно увеличился!

Рязанцы, оставшиеся в тылу, проявили горячий патриотизм. На замену ушедшим на фронт мужьям и отцам в цеха пришли на работу женщины, подростки и даже дети. Они работали на станках и складах, проводили многочисленные воскресники, перечисляли заработанные непосильным трудом деньги в Фонд обороны. В результате были созданы танковая колонна «Рязанский колхозник», авиационная эскадрилья «Рязанский рабочий» и построен бронепоезд «Рязанский железнодорожник».

Бронированный поезд – эту мощную, говоря военным языком, боевую единицу – рязанские труженики тыла создавали по инициативе коллектива железнодорожных рабочих депо Рязань-1. Сбор средств на бронепоезд начался в январе 1943 года, когда областная газета «Сталинское знамя» опубликовала открытое письмо коллектива депо Рязань-1 ко всем железнодорожникам области. В письме были такие слова: «Мы, рабочие и работницы, инженеры и служащие депо Рязань, собравшись на митинг, решили на свои сбережения построить для Красной Армии к ее славной XXV годовщине бронепоезд «Рязанский железнодорожник». Мы призываем всех рабочих и работниц, инженеров, техников и служащих последовать нашему примеру и также организовать сбор средств на постройку бронепоезда «Рязанский железнодорожник». Пусть наш бронепоезд, построенный на трудовые сбережения, беспощадно уничтожает ненавистного врага».

Что и говорить, рабочие-железнодорожники, да и другие жители области отрывали от своих трудовых зарплат, сбережений и накоплений кровные рубли и перечисляли их на общее дело победы над врагом. Уже в январе 1943 года коллектив железнодорожников Рязанского узла собрал на постройку бронепоезда 87 000 рублей, в том числе от депо Рязань-1 – 7 000 рублей, от вагонного участка – 11 725, от 8-й дистанции пути – 7 822, от «Трансторгпита» – 15 300 рублей… Причем деньги поступали наличными – это означало, что железнодорожники отдавали деньги из своих личных невысоких зарплат.

К началу февраля 1943 года труженики Рязанской области дополнительно к собранным ранее 46 миллионам рублей внесли в Госбанк еще 48 500 рублей из своих личных сбережений на строительство эскадрильи боевых самолетов и бронепоезда «Рязанский железнодорожник».

В итоге бронепоезд был построен и отправился на фронт громить фашистов.

Александр Потапов

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 17 (4811) от 04 февраля 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Зимнее вдохновение
Рязанцы вошли в число победителей VIII Международного фестиваля-конкурса
От поколения к поколению
Читайте в этом номере: