Видео Дмитрия Соколова
Спасти русскую выхухоль
Сначала заповедник назывался «Окский государственный выхухолевый». Основной целью его создания было сохранение и увеличение численности русской выхухоли. В 30-х годах прошлого века зоологи страны были обеспокоены сокращением численности этого реликтового зверька. Охотники его попросту выбили. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об утверждении сети полных заповедников общегосударственного значения» от 10 февраля 1935 года охладило браконьерский пыл. К уже существующим заповедникам добавилось еще шесть, из которых Окский, Хоперский и Клязьминский (в настоящее время является федеральным заказником) – для охраны и восстановления численности выхухоли.
– Выхухоль в 1935 году была одним из важных объектов по пушнине, – говорит директор Окского государственного природного биосферного заповедника Юрий Маркин. – Так же, как бобр и соболь. В те времена у нас не было ондатры. Ее позже завезли из Америки. Не было тогда синтетики. Одежда была из шерсти, хлопка и мехов. Численность выхухоли в те времена снизилась только из-за перепромысла. Но выхухоль чувствительна не только к браконьерству, а еще и к воде. Сбросы стоков в воду в эпоху развития промышленности в середине прошлого века тоже оказали свое негативное влияние. В пойме Пры выхухоль нашла себе ниши, где загрязнение минимально.
Заповедная территория
Изначально заповедники были созданы для охраны какого-то одного вида животных. Потом стало понятно, что оторванный от среды, этот вид один не может существовать в одиночестве. Природная среда должна развиваться в комплексе и без вмешательства человека. За всем происходящим на заповедной территории необходимо наблюдать. Специалисты назвали заповедники лабораториями в природе, где минимальное вмешательство человека все же присутствует.
– Мы фиксируем картину состояния животного и растительного мира на настоящий момент, – говорит заместитель директора заповедника по науке Виктор Иванчев. – Так как заповедники проводят наблюдения круглогодично и в течение неограниченного периода времени, получается лаборатория в природе. Из года в год мы накапливаем сведения, собранные одними и теми же методами на одних и тех же стационарных площадках. Это делается для того, чтобы отследить многолетние изменения в развитии природы.
Зубровый питомник
Один из наиболее замечательных уголков Окского заповедника – питомник зубров. Расположен он в двух километрах от центральной усадьбы заповедника. Создан питомник в 1959 году для сохранения популяции зубра. К середине прошлого века в мире насчитывалось всего 12 особей, поэтому вид решено было спасать. В питомнике содержится маточное поголовье. Каждый год рождается по нескольку зубрят. Когда животные подрастают, их выпускают в природу. За время существования питомника выпустили порядка 300 особей.
– Сейчас у нас 23 зубра. В этом году родились пятеро, – говорит директор заповедника Юрий Маркин. – Нормальное маточное поголовье, когда мы держим около 40 особей. Мы выпустили много на Кавказ по заданию Министерства природных ресурсов РФ.
Но задача питомника не только разводить животных. Не менее важно изучать их, что поможет разработать тактику дальнейшей работы по спасению как зубров, так, возможно, и других видов. Поскольку зубра успели раньше истребить, нежели изучить, о нем известно гораздо меньше, чем о других копытных. Изучается питание зубров и их влияние на растительность. Обстоятельно изучаются болезни, накапливается опыт их лечения. Идут исследования физического типа зубров, ведутся обмеры животных – только так можно вовремя заметить тревожные тенденции в развитии вида, ведь он, как известно, восстановлен буквально из нескольких особей, а значит, очень уязвим в плане наследственности.
В центральной части России зубр обитает в Калужской, Орлов-ской и Брянской областях. Пытались создать стадо в Клепиковском районе Рязанской области, но не получилось.
– Для стада в 150-200 голов нужен простор, – говорит заместитель директора по науке заповедника Виктор Иванчев. – Нужно, чтобы площадь обитания была примерно такая, как Касимовский и Клепиковский районы вместе взятые. И обязательно с минимальным количеством населенных пунктов. Иначе зверя могут выбить браконьеры. В первый год пребывания на природе зубры доверчивы и могут выходить к жилью. На территории Рязанской области таких площадей не нашлось.
Журавлиный питомник
Питомник редких видов журавлей Окского биосферного государственного природного заповедника существует с 1979 года. Со времени его основания и до сих пор получение потомства от маточного поголовья и выращивание молодняка остается основной деятельностью питомника. Журавли выращиваются для пополнения угасающих природных популяций, а также для содержания и разведения в неволе, в зоопарках и других центрах разведения.
В журавлином питомнике разводят 7 видов журавлей: серый журавль, даурский журавль, японский журавль, белый журавль (стерх), красавка, канадский журавль, черный журавль. Упор делается на разведение стерхов. Их осталось в дикой природе России совсем немного, меньше 20 птиц в Западной Сибири и около 3000 в Якутии. Окский питомник работает на западносибирскую популяцию.
С середины 1990-х годов в природу выпущено более 100 стерхов. Очень важным для стершат является обучение технике полета на дальние дистанции и освоение миграционных путей. Отсутствие полноценной полетной и навигационной подготовки существенно снижает шансы интродуцированных птенцов на выживание. Решить эту проблему удалось американским специалистам: они решили вести птенцов по маршруту будущей миграции с помощью мотодельтаплана, управляемого человеком. Сейчас этот метод широко используется и специалистами Окского заповедника.
Суть метода заключается в том, что в результате специальной подготовки выращенные в питомнике журавлята воспринимают мотодельтаплан как лидера стаи и следуют за ним до места зимовки, совершая остановки для отдыха в заранее выбранных подходящих местах. В 2001-2002 годах российские орнитологи детально изу-чили возможность применения американского метода для восстановления западносибирской популяции стерха и нашли его перспективным. В 2006 году было построено пять современных мотодельтапланов, и с помощью них стерхов повели в длительный полет. Птиц довели от Ямала до Узбекистана, где они присоединились к диким серым журавлям и уже с ними отправились на зимовку. Очередная попытка управления перелетом стерхов была предпринята в 2012 году при личном участии Президента РФ В.В. Путина. Стаю из шести стерхов довели до Белозерского федерального заказника в Тюменской области.
– После того, как Президент страны обратил внимание на проблемы заповедников, они потихоньку стали решаться, – говорит директор Окского государственного биосферного природного заповедника Юрий Маркин. – Стало меняться законодательство, улучшилось финансирование. Были времена, когда мы комбикорм для стерхов не могли купить. Сейчас корма заготавливаем в нужном количестве.
Музей Окского заповедника
У истоков создания музея стоял Владимир Корсаков. Несмотря на то, что Владимир Александрович был самоучкой, он прекрасно владел техникой изготовления чучел различных животных: от крохотной птички-королька до таких исполинов русского леса, как лось, медведь или зубр. К мастеру приезжали перенимать опыт многие таксидермисты из разных музеев страны. Владимир Александрович был также и талантливым художником. Он рисовал задние пейзажные планы к создаваемым диорамам, из подручного материала делал витрины. В заповеднике Владимир Корсаков проработал до 1973 года. После него музей развивался и совершенствовался. В нем проводился ремонт, обновлялась экспозиция.
– Сейчас в музее более четырехсот экспонатов, – говорит заместитель директора заповедника Виктор Иванчев. – Витрины изготовлены по принципу диорам. За стеклом будто кусочек живой природы – звери и птицы на небольшом участке леса среди деревьев, кустарников и травы.
Детская студия керамики «Глинка», находящаяся в одном здании с музеем, стала за годы работы неотъемлемой его частью. В студии занимаются местные школьники. Из глины они лепят фигурки животных. Учит ребят ремеслу Ольга Шереня. Для посетителей музея она проводит мастер-классы. По мнению мастера, лепить фигурки из глины – дело нехитрое, поэтому многие побывавшие в музее рязанцы после общения с Ольгой Алексеевной устроили мастерские на дому. Руководитель «Глинки» Ольга Шереня уверена: каждый, кто попытался вылепить фигурку обитателей леса из глины, навсегда полюбит животных.
Фото Дмитрия Соколова и Ивана Назарова