22:39 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2028

Старший друг вместо наставника

Профессиональные психологи помогают трудным подросткам вернуться к нормальной жизни

Специально для этого на базе комплексного центра социального обслуживания населения «Семья» несколько лет назад было создано отделение социальной помощи несовершеннолетним. Сюда могут обратиться ребята, у которых возникли проблемы с законом или которые уже отбыли наказание за совершенные преступления и так и не смогли найти общий язык с родителями, родственниками и окружающими. Психологи, работающие в этом отделении, также проводят консультации подростков группы риска и их родителей.

Исключить из группы риска

«Мы тесно сотрудничаем с отделом полиции № 3 города Рязани, с инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, – рассказывает заведующая отделением Анна Фролова. – Я присутствую на заседаниях комиссий Московского и Железнодорожного районов. Мы также сотрудничаем со школами города Рязани, участвуем в советах по профилактике детей, оказавшихся в группе риска».

Как правило, в ходе заседания комиссии по делам несовершеннолетних, родителям рекомендуют посетить занятия с психологом в центре «Семья». Большинство взрослых приходят в «Семью» вместе со своими чадами.

«Мы разговариваем с ребятами не по принципу «я – учитель, а вы – дети», а по принципу «я твой друг, но я старший друг», – поясняет Анна Фролова. По ее словам, самое сложное – это выстроить на первой встрече контакт с подростком, расположить его к себе, дать уверенность в том, что здесь не обидят, а наоборот, помогут.

«Иногда родители сами обращаются к нам, когда видят в поведении ребенка отклонение от нормы – к примеру, он становится агрессивным или наблюдается компьютерная зависимость, – говорит Анна Фролова. – Тогда сотрудники пытаются понять, в чем источник проблемы».

Психологи рекомендуют в таких случаях на первую встречу прийти родителям одним и рассказать специалисту о сложившейся в семье ситуации. Затем консультирование родителей и ребенка проводится отдельно. Только когда находятся точки соприкосновения, могут быть совместные встречи у психолога. «Проблема никогда не бывает односторонней, не бывает так, что только ребенок или только родитель виноват, – считает Анна Фролова. – Значит, где-то друг друга не поняли».

От нечего делать

По официальным данным МВД РФ, ежегодно в России дети в возрасте от десяти до четырнадцати лет совершают свыше ста тысяч преступлений. По уровню преступности несовершеннолетних Рязанская область среди других субъектов ЦФО занимает третье место из восемнадцати.

Как отмечают в прокуратуре, одним из факторов, наиболее влияющих на уровень и характер совершаемых несовершеннолетними преступлений, является материальное положение семьи. Практически половина ребят, совершивших правонарушения, воспитывается в неполных и зачастую неблагополучных семьях со слабым материальным достатком.

Немаловажную роль в криминализации несовершеннолетних играет относительно большое количество свободного времени. По мнению специалистов, для того чтобы переломить сложившуюся ситуацию, необходимо занять подростков и организовать их досуг.

Некогда скучать

Отделение социальной помощи несовершеннолетним «Семья» занимается не только оказанием психологической помощи, но и организацией досуга трудных подростков.

В центре есть тренажерный зал (бесплатный аналог фитнес-центра), куда подопечные могут приходить. В качестве инструкторов с ребятами работают десантники 137-го рязанского полка ВДВ. «Подростки видят, что мужественным можно быть, не преступая закон», – отмечает директор центра «Семья» Оксана Артемкина.

Здесь же, в отделении, работает гончарная мастерская и танцевальный кружок. Анна Фролова говорит, что подростки не сразу начинают их посещать, но потом занимаются с удовольствием. «Ко дню полиции наши ребята выступили с концертом для ветеранов МВД, а накануне Нового года показали праздничный концерт для украинских детей, живущих сейчас в пунктах временного размещения», – продолжает директор.

Раз в месяц для трудных подростков в центре «Семья» проводят встречи с интересными людьми, которые в неформальной обстановке рассказывают о тонкостях той или иной профессии.

И словом, и делом

«Мы сотрудничаем со следственным изолятором, – отмечает Анна Фролова. – Еженедельно я прихожу туда, чтобы проводить занятия с находящимися там ребятами. Разработана специальная программа, направленная на адаптацию несовершеннолетних к местам изоляции. Когда они попадают в СИЗО, то получают статус несовершеннолетних подозреваемых. Мы не знаем, что с ними будет дальше – отправят ли их в исправительную колонию или выпустят на свободу, поэтому важно психологически адаптировать их к этому месту».

Сотрудники центра «Семья» стараются организовать досуг подростков, находящихся в СИЗО: учат их плести из бисера, делать папье-маше, рисовать плакаты и стенгазеты. И, хотя такая деятельность для мальчиков несвойственна, они этим увлекаются.

«Ребята воспринимают профессионального психолога, который приходит без формы, намного легче, – констатирует Оксана Артемкина. – Они делятся своими проблемами, высказывают пожелания, у них нет по отношению к нам агрессии. Мы стараемся подростков, находящихся в СИЗО, насколько это возможно, не изолировать от общества и от социальных проектов. Так, получив грант для реализации проекта «Спортивным быть модно, активным быть стильно», проводили в СИЗО спортивные соревнования».

Впоследствии, если несовершеннолетний признается виновным, его отправляют в колонию. Подростки из Рязанской области отбывают наказание в Усть-Усманской колонии (Липецкая область) и Шаховской колонии (Орловская область).

«У нас был случай, когда мы начали работать с несовершеннолетним, находящимся в СИЗО, потом его осудили и дали небольшой срок, – рассказывает Оксана Артемкина. – Он вернулся и сам обратился к нам в центр. На данный момент у мальчика все стабилизировалось, он продолжает учиться». От любой деятельности, связанной с воспитанием, результат виден не сразу, но он есть. И пример, приведенный Оксаной Артемкиной, яркое тому подтверждение. Ребята прислушиваются к психологам и в дальнейшем стараются не ступать на скользкий путь.

Точка зрения

Ольга Самофалова,
начальник психологической службы УФСИН России по Рязанской области:


– Работа, которую проводит центр «Семья», очень важна, потому что подростки, попадающие в СИЗО, находятся в отрыве от общества. Им необходима помощь в адаптации. У нас есть свои штатные психологи, которые работают с несовершеннолетними. Однако когда приходят люди со стороны, без формы, у ребят возникает желание казаться лучше. Они начинают чувствовать себя кому-то нужными. В основном в СИЗО попадают трудные, социально и педагогически запущенные дети. Некоторые из них к тому же заражены уголовной романтикой. Занятия, которые проводят специалисты центра «Семья» с подростками, способствуют формированию у них нравственных ценностей. Помощь центра многогранна. Скажем, поздравления с праздниками воспринимаются ребятами как забота. С другой стороны, люди, приходящие не в форме, могут дать более объективную оценку и характеристику ребенку. Зачастую занятия сопровождаются вручением подарков, что вызывает у подростков интерес. Занятия очень разные: начиная от спортивных и заканчивая арт-терапией. Эта работа способствует также интеграции наших психологов и психологов центра «Семья». Разные взгляды дают возможность специалистам для творческого развития. Главное, что «Семья» занимается этой деятельностью не для галочки или пиара, а специалисты центра действительно радеют за каждого подростка, ведут планомерную работу.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 19 (4813) от 06 февраля 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Приходящий отец

В Рязани появился еще один волонтерский пункт

В Рязани обсудили результаты работы в сфере просвещения населения

Если упал и не очнулся
Приходящий отец
В современном мире смешались проблемы детей и родителей
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: