16:52 МСК
Четверг
23 / 01 / 2025
2369

Траектория Барминцева

В науке можно прожить жизнь, полную событий и приключений

Юрию Николаевичу Барминцеву завтра исполнилось бы 100 лет. Он прожил 90, связав бурный ХХ век с новым тысячелетием. 12 лет Барминцев был директором Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства, у которого тоже в этом году круглая дата – 85 лет.

Барминцев был старше научного учреждения, которым руководил. Траектория его жизни удивительна, как приключенческий роман. Она охватывает подмосковный Звенигород и казахские степи, Алтай и Лондон, разрушенную войной Германию и гавань поселка Дивово,   где расположен ВНИИ  к­оневодства.

Семья

Юрий Барминцев родился в 1915 году в Москве, а детство провел в подмосковном патриархальном Звенигороде. Там было спокойнее в то беспокойное время для молодой, растущей семьи агронома и школьной учительницы. Дед Юрия, Сергей Васильевич Барминцев, всю жизнь работал фельдшером в земской больнице и, между прочим, дружил с доктором Чеховым, начинающим писателем. Считается, что наблюдательный Антон Павлович вывел его в своем уморительно смешном рассказе «Хирургия» под именем фельдшера Курятина.

Дом фельдшера Барминцева, украшенный нарядными наличниками, в котором Чехов так любил чаевничать, до сих пор стоит на улице Октябрьской Звенигорода. Вот только чеховская липа недавно сломалась. В этот дом и перебралась в тревожном 1918 году семья агронома губернского отдела земледелия Николая Барминцева. Это была большая, дружная, укорененная в Звенигороде семья, которую все вокруг знали и уважали. Природа вокруг, зеленый мир влекли к себе Юру с самого раннего детства.

И все же, думаю, он не мечтал стать корифеем в коневодстве. Так вышло. Школу Юрий окончил в 1931 году. В том же году по сфабрикованному делу не существовавшей никогда трудовой крестьянской партии арестовали его отца. Юрий был в семье старшим из пятерых детей, так что будущее выбирать особенно не приходилось. Он поступил в только что организованный Московский институт коневодства, который располагался неподалеку, в бывшем имении С.Т. Морозова.

Отцу пытался помочь другой друг семьи – доктор Дмитрий Васильевич Никитин, работавший в Звенигороде. Он был личным врачом Л.Н. Толстого, лечил М.  Горького. Родился Дмитрий Васильевич в Рязанской губернии и окончил в свое время Рязанскую гимназию. Вот такие бывают странные сближения в судьбах. Тогда он Барминцевым помог через Екатерину Пешкову, возглавлявшую организацию «Помощь политическим заключенным». Удалось добиться пересмотра дела, в результате отец отсидел 5 лет вместо десяти и вернулся домой в 1936 году. Правда, мама Юрия Барминцева умерла, не дождавшись мужа, в 1933 году. В том же году по другому сфабрикованному политическому делу был арестован и доктор Никитин и сослан в Архангельск. Но это уже другая история.

Кочевник

Еще студентом, с 1934 года Юрий Барминцев отправляется в экспедиции научно-исследовательского института коневодства, но занимается, как ни странно, не лошадьми, а… верблюдами. Три года он провел в путешествиях в воронежских, ульяновских, астраханских, сталинградских краях, в Западном Казахстане. В 1935 году опубликованы первые научные статьи Барминцева, а через год, после окончания института, он был принят в аспирантуру и отправился в новое путешествие – в поселок Урда на самом западе Казахстана, где располагался опорный пункт института коневодства. Занимался аспирант Барминцев проблемами воспроизводства верблюдов и перед самой войной защитил диссертацию, посвященную биологии размножения этих удивительных животных.

Там, в казахских степях, он всерьез увлекся изучением технологий табунного коневодства и усовершенствованием их. Как можно было жить там и не увлечься лошадьми, этими полноправными соратниками кочевников, как явлением природы и предметом научного поиска?!

В Казахстане Барминцева любят, помнят и чтут. Страна занимает сегодня третье место в мире по производству конины, в отличие от ряда других стран поголовье лошадей здесь не сокращается, а год от года растет. Именно под руководством Ю.Н. Барминцева уже после войны в Казахстане были созданы две специализированные мясо-молочные породы лошадей – кушумская и мугалжарская. Именно в казахских степях он отрабатывал современные прин-ципы продуктивного коневодства. А породнился Барминцев с Казахстаном еще до войны.

Война

Его призвали в армию в августе 1941 года и направили служить в комиссию по отбору лошадей для армии. Это теперь мы говорим о той войне как битве моторов. А между тем в Великой Отечественной войне использовалось более 3 миллионов лошадей – в артиллерии, кавалерии, в перевозках грузов и раненых. Юрий Николаевич отбирал и готовил лошадей для военных нужд и подчинялся в этой своей деятельности не кому-нибудь, а самому маршалу Буденному. Тогда начались его особо доверительные отношения с Семеном Михайловичем, настанет время, когда они станут соавторами книги о лошадях.

А тогда, в 41-м, 42-м, вместе с коллегами Е.Л. Давидовичем и В.В. Каштановым, другими специалистами конных заводов они спасали самое ценное конное поголовье, эвакуировали арабских, стрелецких, донских, англо-донских жеребцов и кобыл подальше от линии фронта. Куда? Конечно же, в Казахстан. Высокопородные лошади страдали от холодов и бескормицы, случалось, гибли. Но конники свое дело знали: носителей признаков знаменитых пород они в военное лихолетье спасли.

Война продолжалась, но уже в 1943 году Центральное управление военными конными заводами направляет Барминцева служить помощником начкона сначала на Зимовниковский конный завод в Ростовскую область, затем на Терский конный завод в Ставрополье. Теперь он занимался организацией возвращения эвакуированных лошадей в родные места. Дело это хлопотное и вроде бы вполне мирное. Но так рано война для Ю.Н. Барминцева не закончилась.

В 1944 году его вновь направляют на фронт, на 2-й Украинский, в район боевых действий, с миссией деликатной, но без оговорок – справедливой. В местах, где еще не утихли бои, по мере того, как войска продвигались на запад, группа Барминцева занималась отбором наиболее ценного трофейного племенного материала для конных заводов. Племенная лошадь – это не только научная, но и материальная ценность. Не случайно после войны СССР получал породных лошадей по условиям репарации как военный трофей. Но пока война не завершилась, Барминцев в самых опасных условиях искал, находил и практически спасал наиболее ценных племенных лошадей. Свой военный орден Красной Звезды он получил именно за это, хорошо выполненное боевое задание.

Научный подход

В июне 1945-го тридцатилетний Юрий Барминцев возвращается на Терский конный завод. Он работал здесь недолго, но именно им составлен первый план селекционной работы с чистокровными арабскими лошадьми. И второй план, результатом которого стало выведение новой породы – терской. В России, да и в бывшем Советском Союзе, пожалуй, не было ни одной породы лошадей, к судьбе которой Барминцев не имел бы отношения. Во-первых, он стал соавтором трех новых пород лошадей – уже названных кушумской и мугалжарской, а также – новоалтайской. Юрий Николаевич не принимал участия в переводе тракенов из Восточной Пруссии в Ростовскую область в 1945 году. Но именно он в конце 60-х настоял на разделении племенной книги лошадей тракененской породы на чистопородный и нечистопородный разделы. Это способствовало сохранению чистопородности наших тракенов и международному признанию племенной книги России, которую ведет ВНИИ коневодства. Сибиряки обязаны Юрию Николаевичу возобновлением работы с кузнецкими лошадьми. По его инициативе в Новосибирской области был организован конный завод «Вперед» для работы с лошадьми этой породы.

Ю.Н. Барминцев практически всю свою жизнь занимался запрещенной в свое время в СССР наукой генетикой. Коневодство было едва ли не единственной областью науки, где генетические исследования продолжались в течение десятилетий. Не случайно одна из его научных работ называется «Генетика лошади». Вышла она относительно недавно, но писал ее Барминцев долго.

В 1962 году, ставший в Казахстане профессором, Ю.Н. Барминцев переводится во ВНИИ коневодства. И здесь он продолжает работать над проблемой продуктивного коневодства, в частности, успешно организует впервые в Нечерноземной зоне на опытном конном заводе левадное хозяйство – орошаемое искусственное пастбище. Но левадами область его научной деятельности не ограничивается.

Летом 1967 года в Лондоне проводилась международная конференция по разведению арабских лошадей. В английскую столицу были приглашены коннозаводчики из 12 стран. СССР представляли директор Ставропольского конного завода А.П. Сивченко и Ю.Н. Барминцев. На выставке в Лондоне были представлены чистокровные арабские лошади, завезенные в Англию с Терского конного завода. Некоторые из них получили награды. Обо всем этом Юрий Николаевич написал в своей статье «Что мы видели в Англии». Она не только о впечатлениях, но и об опыте британцев, который нужно заимствовать. Юрий Николаевич вообще много, охотно и хорошо писал. Он автор нескольких популярных не только в профессиональной среде книг по коневодству и множества статей, не обязательно узконаучных. Он умел передать читателю свою любовь ко всему, что связано с лошадью. Это качество популяризатора науки дано не многим.

Институт

Всесоюзным научно-исследовательским институтом коневодства Ю.Н. Барминцев руководил 12 лет – с 1968 года по 1980-й, а работал во ВНИИК до конца своих дней – более сорока лет. Он и его ученики в эти годы побывали практически во всех уголках нашей обширной страны, изучая конные ресурсы разных зон России. Более 20 его учеников стали кандидатами наук и работают в Казахстане, Якутии, на Алтае, некоторые из них стали докторами наук. При Барминцеве институт коневодства, расположенный в тихом поселке в Рыбновском районе, стал признанным мировым центром отрасли. Юрия Николаевича не стало в 2005 году, но институт продолжает двигаться по заданной им траектории. Об этом рассказывает сегодня директор ВНИИ коневодства, академик РАН Валерий Васильевич Калашников:

– Мы свои позиции в отрасли не сдаем, а только укрепляем. Институтом разработаны программы развития коневодства в России, ее успешная реализация должна сопровождаться государственными дотациями. Институт ведет и издает Государственные племенные книги по породам лошадей, осуществляет паспортизацию племенного молодняка. Эту работу начинал еще Юрий Николаевич, и она продолжается сегодня. Мы, как федеральный информационный центр, ведем единую электронную базу данных по коневодству в РФ. Набирает темпы и генетическая работа. Для этого созданы материальная и научная базы. Наша молекулярно-генетическая лаборатория получила международный сертификат соответствия, что позволяет нам входить в первую пятерку среди 80 стран, занимающихся генетическими исследованиями. Сегодня мы проводим генетическую экспертизу происхождения лошадей из 70 субъектов России и 25 стран мира. А это, к слову, восемь с половиной тысяч племенных лошадей 20 пород. Нашими специалистами созданы генетические паспорта лошадей всех пород, культивируемых в России. Сегодня мы проводим ДНК-диагностику наследственных аномалий и заболеваний лошадей, разрабатываем методы геномной оценки наследственных качеств лошади. Здесь и сейчас мы содержим и пополняем генетический банк отрасли: ДНК, семени, эмбрионов, стволовых клеток. Продолжается и селекционная работа. Институт ведет программную селекцию по 18 породам лошадей. Все породы из года в год улучшаются по своим качествам. В последние пять лет сотрудниками института созданы две новые породы лошадей – мегежекская и приленская, и еще три новых типа – колымский, янский и целинный. В 2014 году выведен новый астраханский тип калмыцких верблюдов. Так что даже в этой части мы следуем традициям, заложенным в свое время Юрием Николаевичем Барминцевым. Это, конечно, был человек-эпоха в отечественном коннозаводстве. Главное, чему мы учились у него, кроме чисто профессионального блестящего уровня, это умение держаться в седле при любых обстоятельствах, продолжать делать свое дело и добиваться результата.

К этому трудно что-то добавить накануне 100-летия знаменитого ученого, родившегося 8 февраля – в День российской науки.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 20 (4814) от 07 февраля 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Зимние забавы по-рязански

Все мы родом из детства

Рязанцам предложили нарисовать плакат о том, как они общаются с сотрудниками полиции

Добрых дел станет больше
В Рязани появился еще один волонтерский пункт
Елена Серебрякова
Деньги для дошкольников
В регионе должна быть обеспечена 100-процентная доступность детсадов
Юрий Евстифеев
Читайте в этом номере: