Интеграция научных достижений в практическую деятельность всегда была серьезной задачей для всех отраслей экономики. Решить ее без высокопрофессиональных кадров практически невозможно. Космическое и авиационное приборостроение – одно из таких направлений, где каждый сотрудник должен быть интеллектуалом и владеть массой необходимых навыков в работе с современным оборудованием.
О подготовке профессиональных кадров для этой отрасли корреспондент «РВ» Лада Петрова беседует с проректором по науке Рязанского государственного радиотехнического университета профессором Александром Тагановым.
Р.В. – Александр Иванович, тезис «кадры решают все» традиционно актуален для экономики страны.Космическое и авиационное приборостроение не исключение. В 2013 году Российским космическим агентством составлен план по созданию Инновационного Российского космического консорциума (ИРКК), подразумевающий долгосрочное сотрудничество и совместную деятельность предприятий ракетно-космической промышленности (РКП), научных организаций и учебных заведений. Рязанский радиоуниверситет вошел в число партнеров?
А.Т. – Да, наш вуз – полноправный член консорциума. При подписании Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности мы взяли на себя обязательства по подготовке квалифицированных научных и инженерных кадров для ракетно-космической отрасли. На Совете РГРТУ было принято решение создать кафедру «Космические технологии», целью которой должна стать магистерская и аспирантская подготовка для ракетно-космической промышленности и других высокотехнологичных отраслей радиоэлектроники, вычислительной техники и прикладной информатики. Кафедра создавалась не на пустом месте. Ее организация потребовалась для того, чтобы поднять уровень подготовки на новую ступень. По сути, мы вплотную подошли к тому, чтобы готовить кадры для космической отрасли. Потребовалось разработать необходимую программу обучения, привлечь для работы лучших специалистов научной и педагогической деятельности в области космических информационных систем, связи, навигации и дистанционного зондирования. Помимо этого, было выполнено несколько проектов, связанных с организационной стороной вопроса.
Р.В.– Недавно я узнала, что программа включает обширную практику работы на высокотехнологичном оборудовании. Его уже где-то установили или магистранты практикуются на предприятиях?
А.Т. – Не только на предприятиях. В РГРТУ на базе Бизнес-инкубатора создан научно-образовательный центр «Космические технологии». Оснащены две лаборатории этого центра. Получено оборудование и для третьей лаборатории. Мы создали своего рода комплекс с самой передовой лабораторной базой, программным, технологическим и методическим обеспечением в области космического приборостроения. Взять хотя бы учебно-научную лабораторию проектирования и экспериментального производства функциональных узлов малых космических аппаратов (МКА) и космических спутников формата Cubesat. В состав лаборатории входит 11 автоматизированных рабочих мест, на которых выполняется основной рабочий цикл от постановки задачи и научных экспериментов до получения проектных решений для следующих этапов экспериментального производства и испытаний.
Или ресурсный центр коллективного пользования, в котором на базе локальной вычислительной сети развернуты системы автоматизации схемотехнического и конструкторского проектирования, а также технологической подготовки производства узлов МКА с использованием систем и современных информационных технологий. Или учебно-научную лабораторию «чистая комната» для сборочно-монтажных работ, функциональной настройкой узлов. На базе этого центра организовано 9 рабочих мест для решения инженерных задач по автоматизированному проектированию, изделий электронной техники с использованием современных информационных технологий.
Р.В. – Деятельность сотрудников кафедры «Космические технологии» не подменяет работу ваших коллег из НИИ «Фотон»?
А.Т. – Наоборот, способствует усилению кадрового потенциала. Теперь подбор специалистов не будет вызывать затруднений – руководству «Фотона» есть из кого выбирать. Тем более что еще в период обучения магистранты подключаются к работе на базе НИИ. Это очень важно: требуются определенные знания и умения для решения прикладных математических и инженерных задач, связанных с научно-исследовательской, конструкторско-технологической и проектной деятельностью, которые надо сформировать. К слову, программой такой подход предусмотрен, и здесь охвачены все области – от создания, внедрения и эксплуатации современных космических информационных систем, средств космической связи до навигации и дистанционного зондирования Земли, чем как раз и занимается «Фотон».
Надо отметить, что образовательный курс подготовки магистрантов и аспирантов предполагает участие каждого магистранта в реальных научных проектах, конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе и международных, в области навигации и дистанционного зондирования Земли, а также в проектировании элементов космических систем и научно-образовательных пико-нано-микро-спутников различного назначения.
Р.В. – Александр Иванович, участие в работе конференции по международному проекту Tempus NETCENG сотрудников вуза соотносится с подготовкой высокопрофессиональных специалистов в области космических технологий?
А.Т. – Конечно, и мы заинтересованы в широкой кооперации с ведущими зарубежными университетами – партнерами из Германии, Беларуси, Литвы, Казахстана и другими, с которыми вузом заключены договоры об академической мобильности и сотрудничестве в рамках международных научных проектов. В обозримом будущем наши магистры смогут получать дипломы международного образца.
Р.В. – Несколько лет назад науку обвиняли в недостаточной доле коммерческой составляющей в научных изысканиях. Можно ли говорить, что пути решения проблемы найдены?
А.Т. – Судите сами: общий объем научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР) превышает 300 миллионов рублей, а точнее – около 320. Из них 150 миллионов – по космической тематике. По объему НИОКР на одного научно-педагогического работника показатель по радиоуниверситету более чем в десять раз превышает показатель Министерства образования науки РФ по мониторингу вузов. Мы входим в первую двадцатку.
Если рассмотреть то, как складываются научно-исследовательские проекты в нашем вузе по направлениям фундаментальных и прикладных исследований, то примерно 80 процентов всего финансирования научных исследований вуза – прикладные исследования и разработки, выполняемые по заданиям промышленных предприятий. И соответственно, 20 процентов от общего финансирования – это фундаментальные исследования, выполняемые в рамках государственного задания от министерств и ведомств, по конкурсным грантам и федеральным целевым программам.
Р.В. – Проблема преемственности в преподавательской и научной среде актуальна для многих вузов страны. Удается ли радиоуниверситету ее решать?
А.Т. – Этот фактор учитываем и ищем пути решения. Следуем примеру и опыту других вузов. Так, в Берлинском техническом университете на кафедре космических технологий широко используется творческий потенциал аспирантов и магистрантов при выполнении заказных проектов. Для применения этого опыта по инициативе ректора Виктора Сергеевича Гурова на базе Бизнес-инкубатора РГРТУ для магистрантов и аспирантов создается самая современная научная экспериментально-производственная база. Своего рода дополнительная возможность для решения нескольких задач: подготовки высококвалифицированных специалистов, выполнения ими заказных НИОКР и инициативных проектов, зарабатывание для вуза средств для его дальнейшего развития и укрепления научно-экспериментальной базы.
Специалисты получаются по этой технологии классными, готовыми решать сразу сложные инженерные задачи, и при этом они будут зарабатывать вузу деньги, приносить новые идеи для перспективных инновационных проектов.