07:57 МСК
Среда
19 / 02 / 2025
2290

По примеру древних римлян

Открывая неделю назад в Сочи празднества, посвященные годовщине состоявшейся здесь зимней Олимпиады, Президент В.В. Путин вспомнил некоторые «простые вопросы», которые ей предшествовали: неужели мы одолеем строительство всех необходимых объектов? И потом: неужели мы все это одолели? Мне же припомнился еще один вопрос, который в ту пору задавали себе люди, причастные и не причастные к спорту: сможем ли после Олимпиады с умом использовать те грандиозные объекты, что построили?..

Теперь, по прошествии года, можно сказать: огромные затраты на сооружение спортивных объектов и после Олимпиады оправдывают себя. Со временем отдача должна увеличиться. Как написала недавно газета «Известия», одну из мыслей на этот счет подал опять же Президент: что если, предложил он на пресс-конференции в конце прошлого года, Всероссийский детский центр в Сочинской Олимпийской деревне будет принимать не только юных спортсменов (как он и делает около года), но и математиков, музыкантов?..

Президент предложил – к исполнению принято. И вот уже, наверное, с 1 марта, как опять же сообщили в «Известиях», лагерь откроет двери для юных дарований всех трех направлений деятельности. На создание такого уникального центра (нигде в мире ничего подобного нет) воодушевил пример Древнего Рима, где в школах, стремясь воспитывать гармоничных людей, преподавали как раз эти три основные дисциплины: искусство, математику и спорт. Конечно, потребуется много всего (причем центр предполагается содержать за счет негосударственных средств), но намерение осуществить такого рода проект вселяет в меня радость.

Дело не только в тех ребятах, которые сменяясь каждые 24 часа, будут иметь возможность посетить мастер-классы известных деятелей искусств, открытые уроки научных деятелей и т.д. Мне кажется, учреждение в Сочи такого своего рода всероссийского «детского центра гармонии» есть знак того, что российская система образования более уверенно начинает поворачивать с тех узких, утилитарных подходов, которые сама себе определила, подражая западным странам.

Не хочу сказать, что в этих странах плохо образовывают. Там знали и знают, чего хотят. Наши руководители образования метались и в чем-то еще продолжают метаться, стремясь лишь «не отстать от Европы», «быть на уровне» и т.п.

Вот, например, один из принципов перестройки образовательной системы в новейшей российской истории: давать детям знания, которые им пригодятся в жизни. Вроде бы правильный посыл. Но ограничиваться только им – значит, сужать возможности человека и, в конечном счете, попасть в цивилизационный тупик. У нас же не так давно собирались принять такие стандарты для старшей ступени школы, по которым можно было бы давать подросткам знания лишь по тем предметам, которые каждому из них необходимы для поступления в вуз.

Немудрено, что школьное образование стало «горячей», постоянно обсуждаемой в нашем обществе проблемой. И общество смогло в чем-то повлиять на чиновников от образования.

Вообще мне кажется, что мы сейчас, под влиянием многих обстоятельств, живем в пору какого-то прозрения. Убеждаемся, например, заново, что не только в деньгах (потреблении, личной выгоде и т.д.) счастье.

Олимпиада в этом плане оказалась ценна тем, что многие «подсели» на спорт. Прекрасная зависимость! Недавно в одной рязанской школе открыли хоккейный класс. Хорошо! Теперь в тренде сдавать нормы ГТО и лучше всего – на значок. А «значкисту», знаете, какая выгода? Он может получить дополнительный балл при поступлении в вуз: хоть на физико-математический факультет, хоть на гуманитарный.

Олимпиада проходила у нас в Год культуры. Сейчас – Год литературы. Некоторые скептически относятся к этому: мол, все это формализм, для «галочки». А я на днях пришла в одну школу, а там проходит «литературная гостиная по Пастернаку», в январе, как мне сказали, «по Лермонтову» была. Кто знает, может быть, лет пять назад на такую роскошь и не тратились бы: тогда и «года» не было, и сочинение у школьников отменили.

Кстати говоря, и после пятилетнего перерыва итоговое сочинение рязанские выпускники школ написали очень неплохо. Юные рязанцы имеют хорошие достижения в искусстве, точных науках, спорте. Так что, будем надеяться, что в Сочинской Олимпийской деревне они побывают не раз. И давайте все будем себя совершенствовать по примеру древних римлян.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 25 (4819) от 14 февраля 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Своя высота
Павел Галкин в годы войны поднимал в небо торпедоносцы
Жизнь сказала: «Вперед!»
15 февраля свое 60-летие отмечает член Союза писателей России, Почетный гражданин города Сасова, лауреат премии Губернатора Рязанской области, международного, всероссийских и региональных ...
Читайте в этом номере: