11:08 МСК
Пятница
14 / 02 / 2025
2230

Комедия абсурда

На одном из недавних мероприятий организаторы предложили мне пресс-релиз, в котором были указаны фамилия и инициалы одного из главных действующих лиц события. Наша газета, уважая право граждан на получение полной и достоверной информации (ст. №29 Конституции РФ), использует в материалах не инициалы, а имя и, если есть необходимость, отчество полностью. Я попросил организаторов назвать имя. Мне сообщили, что это невозможно, поскольку начальство запретило им разглашать персональные данные. Мне показалось это странным, поскольку Федеральный закон №152 «О персональных данных» действует с 27 июля 2006 года и пока на него никто не ссылался. Организаторы мероприятия сделали ссылку на присланную им сверху бумагу.

И еще одну странность я увидел в их действиях. По закону в персональные данные входят и имя, и фамилия. Так почему в пресс-релизе фамилию организаторы написали, а имя засекретили? У них ответа на этот вопрос я так и не получил.

Зато я проштудировал Закон «О персональных данных». Опуская юридическую терминологию, скажу, что у журналистов есть право обнародовать персональные данные граждан в своих материалах. Но всякий раз делать это необходимо со здравым смыслом. Для пущего понимания приведу два примера.

Журналист посетил социальный приют для стариков и со слов обслуживающего персонала написал в газете о том, как бабушку бросил ее сын, проживающий и работающий там-то. Указаны фамилия, имя, отчество сына, точное место работы, должность и домашний адрес с улицей и номером дома, что является персональными данными. Якобы для общественного порицания. Стали разбираться. Оказалось, что сын временно уезжал в длительную командировку, а бабушку, как вернулся, снова забрал домой. Но в доме у него побили стекла, в социальных сетях написали множество оскорбительных слов и даже на работу звонили. Гражданин взыскал с редакции за клевету кругленькую сумму.

Другой пример. Журналист пришел на детский спектакль. С разрешения педагогов взял у юных артистов интервью и написал статью о детском театральном творчестве, психологических качествах личности ребенка, которые формирует театр. Указал и имя, и фамилию ребят, играющих на сцене. Статью прочитали в классе, где учатся театралы. Ими потом вся школа гордилась. В материале тоже были указаны персональные данные, но сделано это было с благой целью, со здравым смыслом.

Если цель у журналиста иная – опорочить, свести счеты с человеком, то это уже компетенция правоохранительных органов и суда. К сожалению, пока еще многие руководители как госструктур, так и частного бизнеса отказываются предоставлять журналистам информацию. Они используют мягкую форму отказа (запрос с последующей формальной отпиской) или жесткую (выталкивают из помещения). С одной стороны, запрос правомерен. С другой, по закону отвечать на него могут 30 дней с момента получения, когда информация уже потеряет не только актуальность, но и смысл размещения в газете. Жесткие формы контактов с прессой в Рязани довольно широко распространены. По отзывам коллег различных СМИ, особенно в сфере ЖКХ, торговли, транспортных услуг. Тем более, если запрашиваемая информация может иметь негативные последствия для руководства этих учреждений.

Все, на мой взгляд, происходит оттого, что руководители не читали законов. В каждой редакции сейчас действует юридическая служба. Журналисты могли бы выиграть в суде большинство дел по запретам на получение информации, но тогда им некогда будет писать и снимать. Все рабочее время займут судебные разборки.

Правда, есть палочка-выручалочка – профессионализм и мастерство журналиста, умение работать с источниками информации. Сейчас одна из самых обсуждаемых тем в местной прессе – запрет на посещение журналистами комитетов Рязанской городской Думы. Но дальше социальных сетей дело не пошло. Никто из руководителей СМИ такое решение в суде не оспаривал. Хотя некоторые депутаты в тех же социальных сетях официально заявили, что запрещать, мол, не надо было, журналисты им в работе не мешают.

У журналистов – тысяча вариантов, как получить информацию. Хотя, согласен, гораздо удобнее работать, присутствуя на событиях. Есть в технологии журналистов такое понятие, как «методы сбора информации». Так вот, один из методов – наблюдение – порой оказывается весьма эффективным. Но, в любом случае везде должен быть здравый смысл. Представляете, журналист приходит на утренник в детский сад, а на лица ребят надели маски, чтобы не идентифицировать личность, прикрываясь ФЗ №152 «О персональных данных». Не нужно превращать жизнь в комедию абсурда.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 27 (4821) от 18 февраля 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
«Мне березка дарила сережки…»
Зрителей приглашают в новое измерение
Телеканал РЕН ТВ объявил о масштабном перезапуске
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере: