С каждым годом во всем мире становится больше малышей с расстройствами аутистического спектра. Еще их иногда называют детьми Снежной королевы, потому что они не проявляют эмоций по отношению к окружающим, внешне никак не отвечают на любовь и заботу родных и близких.
Найти подход к таким мальчишкам и девчонкам сложно. Не всегда у родителей получается это сделать самостоятельно, без помощи специалистов. Трудно бывает понять детей с аутизмом, ведь большинство из них даже сами порой не знают, чего хотят, или не могут правильно выразить свою мысль. В связи с этим далеко не все педагоги в различных, даже специализированных, учреждениях готовы работать с такими ребятами.
Сегодня в Рязани есть две общественные организации, которые занимаются проблемами аутичных детей. К работе в них привлечены профессиональные педагоги, дефектологи и психологи.
Процесс познания
Жизнь семьи Ларисы и Вадима Николаенко изменилась, когда произошла трагедия: младший сын получил серьезную черепно-мозговую травму, вследствие которой у него начал развиваться аутизм.
Наблюдая за мальчиком, супруги понимали, насколько он отличается от своих сверстников. Тем не менее тогда они твердо решили, что сделают все, чтобы сын научился устанавливать контакт с окружающими, помочь ему быть с людьми, а не в обособленной капсуле.
Лариса, педагог по образованию, начала искать различные возможности, чтобы помочь своему ребенку. В результате ее внимание привлек метод лечебной педагогики. В его основе лежит принцип: важен не результат, а процесс познания. Сам правильно выстроенный процесс приводит к результату.
Метод построен на теории, что у каждого человека есть способности к развитию. Более спокойно и гармонично раскрыть их можно через художественное творчество. Переживания, которые дети испытывают от занятий творчеством, пробуждают у них интерес к происходящему вокруг. Спектр художественных направлений настолько велик, что есть возможность каждому ребенку в отдельности подобрать только ему необходимое дело. Специалисты считают, что такой индивидуальный подход особенно важен для детей, больных аутизмом, психомоторными расстройствами, задержкой речевого, умственного и психического развития.
«Лечебная педагогика весьма гибкая, потому что включает в себя различные методы, помогающие ребенку гармонизироваться, – поясняет Лариса. – Мы должны подобрать каждому то педагогическое сопровождение, которое именно на него окажет терапевтическое влияние. Художественно-терапевтическая деятельность является неотъемлемой частью в лечебно-педагогическом процессе, и ее возможности огромны. Однако когда рассматриваем конкретного ребенка, то понимаем, чем ему можно заниматься, а чем нежелательно. К примеру, одному ребенку полезно заниматься лепкой из глины, а другому – нет, потому что это холодный материал, имеющий серьезное сопротивление. Для такого ребенка мы подбираем схожий вид деятельности – работу с воском».
Супруги Николаенко не только сами заинтересовались и начали изучать метод лечебной педагогики, но и «заразили» этим других: сначала к ним присоединилась еще одна рязанская семья, воспитывающая ребенка с особенностями развития, а затем и просто люди неравнодушные. Так, несколько лет назад в Рязани появилась региональная общественная организация «Свой путь».
Сегодня ее специалисты, прошедшие обучение методам лечебной педагогики, свою главную задачу видят в том, чтобы вывести подопечных из ситуации социальной изоляции. А это возможно достичь только благодаря упорным ежедневным занятиям.
Результат налицо
Сын Веры Кривошеевой, девятилетний Георгий, посещает центр, созданный организацией «Свой путь», вот уже два года. По словам женщины, ребенок заметно изменился в лучшую сторону. «Благодаря педагогам, я поверила в своего сына, – говорит Вера. – Из беспомощного ребенка, не понимающего ничего, он превратился в воспитанного мальчика, научился самостоятельно одеваться, спокойно сидеть за столом, мыть посуду».
Вера рассказывает, что вместе с сыном теперь ходит в магазин, и там он ведет себя адекватно: носит корзину с продуктами и уже не берет с прилавков все подряд. Для обычного ребенка такое поведение – само собой разумеющееся, но для страдающего расстройствами аутистического спектра – важное достижение.
«Гоша стал проявлять такие чувства, как радость и сожаление», – продолжает Вера. В этом она тоже видит заслугу педагогов, которые учат не только детей, но и взрослых тому, как сделать так, чтобы их чада не только сохраняли приобретенные навыки, но и достигали еще больших результатов.
По мнению Елены Колесниковой, чей сын также является подопечным организации «Свой путь», регулярные занятия, проводимые здесь, дают ребенку возможность чувствовать себя членом общества, а не одиночкой со сложностями в развитии. «У Игоря появилось желание и стремление помогать другим, – делится Елена. – Однажды я наблюдала, с каким удовольствием он помогал в центре ребенку из младшей группы одеваться после окончания занятий. А ведь раньше все его реакции при виде маленьких детей заключались в том, чтобы посильнее ударить, погромче покричать и напугать малыша».
Дорога в жизнь
Так называется еще одна Рязанская региональная общественная организация помощи аутичным детям. Она была создана несколько лет назад родителями, чьи дети страдают расстройствами аутистического спектра.
«Наша деятельность направлена на коррекционную работу с ребятами, – отмечает руководитель организации «Дорога в жизнь» Татьяна Иванова. – Занятия проходят каждую субботу. Они включают в себя так называемый «круг», в рамках которого дети учатся общаться и играть, а также музыкальные и танцевальные занятия и арт-терапию».
У организации нет своего помещения, поэтому занятия проводятся в здании городской медико-педагогической комиссии. Татьяна подчеркивает, что с мальчишками и девчонками работают профессиональные учитель-дефектолог, логопед, клинический психолог. Не забывают здесь и о родителях, им оказывают, в основном, психологическую поддержку.
«Уже три года подряд мы на базе детского оздоровительного комплекса «Звездный» проводим лагерь для своих подопечных, – рассказывает Татьяна. – Считаем это важным, поскольку смена привычного образа жизни для наших детей является толчком для развития». Поддержку в организации и проведении лагеря оказывает региональное министерство по делам территориальных образований и общественных объединений.
Из-за специфики заболевания ни одна из названных общественных организаций не может охватить большое количество детей. Требуется индивидуальный подход и систематическая работа с каждым ребенком. На это уходит много времени, сил и терпения не только привлеченных специалистов, но и родителей.
Точка зрения
Татьяна Симукова,
медицинский психолог
отделения медицинской реабилитации для детей
с нарушением функции ЦНС (детское неврологическое отделение)
Рязанской клинической больницы имени Н.А. Семашко:
– До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения расстройств аутистического спектра. Предполагают, что дело в генетических нарушениях, которые возникают на ранних этапах беременности по тем или иным причинам. Кроме того, к факторам риска относятся немолодые родители, мужской пол ребенка (у девочек подобные расстройства встречаются гораздо реже), неблагоприятная окружающая среда (например, контакт эмбриона с токсинами). Иногда уже на первом году жизни родители замечают эмоциональные и поведенческие особенности ребенка: малыш с шести-семи месяцев избегает физического прикосновения и сближения, не стремится «на ручки», не улыбается в ответ. Он не обращается к родителям за лаской или утешением, тяготится объятиями и проявлениями родительской любви. Родителей беспокоит, что ребенок не выделяет их из числа окружающих его лиц, относится к людям, как к неодушевленным предметам. Ребенок нередко не проявляет тревоги при разлуке с мамой, не стремится схватиться за нее в незнакомой обстановке. Очень часто родителям или другим людям в окружении ребенка с расстройством аутистического спектра начинает казаться, что они вообще не способны на коммуникацию и общение с ребенком, и не понимают, что делать. Может казаться, что ребенок не слышит, что ему говорят, он не реагирует на свое имя и/или равнодушен к любым попыткам коммуникации. Однако можно использовать повседневные возможности и игры, чтобы поощрять коммуникацию и общение у ребенка с аутизмом.