Создание благоприятной среды для бизнеса – важная часть антикризисного плана, разработанного Правительством области. Способствовать улучшению делового климата призван институт регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей. Экс-министр экономического развития и торговли области Виталий Ларин более двух месяцев исполняет обязанности регионального бизнесомбудсмена. С ним беседует наш корреспондент.
Р.В. – Виталий Анатольевич, вы уже успели вжиться в новую для себя роль? Нет ощущения, что находитесь теперь по другую сторону баррикад?
В.Л. – Правильнее будет сказать так: точка зрения на многие процессы в экономке не изменилась, поменялся ракурс наблюдения. Министерский опыт помогает более объемно воспринимать ситуацию. Хотя на встречах власти и бизнеса я теперь занимаю место поближе к предпринимательскому сообществу. Мне важно услышать мнения бизнесменов, обобщить их, и тогда от лица широкой аудитории можно вносить предложения в исполнительные и законодательные органы власти. Я считаю, что сегодня складываются цивилизованные рамки партнерских отношений. Власть говорит, что она открыта, доступна для обращений по самым каверзным вопросам, но помогать будет тем, кто не лукавит и не хитрит: платит нормальную «белую зарплату», не утаивает налоги…
Р.В. – Пытаетесь вы как-то контролировать конкурентную среду? Известно ведь, что в кризис обычно начинается расслоение: часть бизнеса уходит в тень и оказывается в более выигрышном финансовом положении по сравнению с честными конкурентами.
В.Л. – Действительно, этот вопрос поднимается в нашем обществе постоянно. И хотя прямых рычагов воздействия на теневой сектор у меня нет (мы не налоговая инспекция, не полиция), позицию свою я обозначил сразу: лоббировать будем интересы только открытого и реального бизнеса, тех, кто создает новые рабочие места и думает о будущем своих сотрудников. А то ведь как бывает на встречах: жалобы сыплются как из рога изобилия, а когда спрашиваешь, какую официальную зарплату получают ваши работники, порой оказывается, что даже ниже прожиточного минимума! И тогда начинается другая цепочка рассуждений: хорошо, вы просите льгот, водите своих детей в школы и детские сады, лечитесь в больницах, рассчитываете от государства получать достойную пенсию, а налоги, что же, пусть платят другие?
Когда я еще работал в министерстве, убедился: у нас много грамотных, творчески одаренных предпринимателей, которые умудряются в тяжелых условиях создавать новые виды продукции, осваивать более прогрессивные технологии и не забывают о социальной ответственности перед наиболее незащищенными слоями общества. Вот кому действительно нужны преференции для ведения бизнеса. И мы будем отстаивать их интересы, при необходимости – вносить изменения в инвестиционное законодательство. Уже готов проект областного закона, снижающий планку инвестиционных вложений для получения государственной поддержки. Правительство региона пошло навстречу бизнесу: в Рязанском областном фонде поддержки малого предпринимательства условия дли клиентов не изменились, несмотря на ситуацию на финансовом рынке, а в Гарантийном фонде тариф по инвестиционным кредитам даже снизился. Совместно с профильным Министерством экономики и торговли Рязанской области ищем пути, как оказать содействие местным производителям в том, что бы их продукция в большем объеме была представлена в торговых сетях магазинов-дискаунтеров. Проблема в том, что сети выставляют минимальную закупочную цену, что порой влияет на качество поставляемых товаров. А за качество местную продукцию как раз и ценят – это определяющий фактор спроса на нее.
Р.В. – Виталий Анатольевич, а вам не кажется странным, что кризис больше всего ударил не по бутикам с товарами класса luxury, а по маленьким магазинам полуподвального типа, где продавались очень дешевые вещи?
В.Л. – Я думаю, что здесь сказался рост кредитных ставок, но не только. Дешевый импорт в основном представлен товарами из Китая, а иностранные закупки зависят от курса валюты. Цены выросли, а качество осталось на том же уровне. И потребитель начал задумываться: оправданны ли траты? Оправданно ли соотношение цена – качество? В кризис многие вспомнили поговорку «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Р.В. – Вы считаете, что повышение налоговой нагрузки не сыграло здесь своей роли?
В.Л. – Если вы говорите о налоге на имущество, который с 1 января 2015 года должен исчисляться по кадастровой стоимости, то давайте посмотрим. Налог от кадастровой стоимости будет уплачиваться не от всего имущества, а только со следующих объектов: административно-деловых и торговых центров и помещений в них; нежилых помещений, предназначенных для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания либо фактически используемых в таких целях.
Что касается ЕНВД, то планируется отсрочка повышения коэффициента К2 до будущего года в связи с необходимостью проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы ЕНВД и УСН, установлена льготная ставка (в 2015 году – 0%, в 2016 году – 1,0%, в 2017 году – 1,25%, в 2018-м и последующие годы – 1,5%).
Налог на имущество от кадастровой стоимости будет уплачиваться начиная с 1 января 2016 года, после кадастровой переоценки недвижимости. Говорить, что кто-то закрывается из-за этих нововведений, пока преждевременно.
Р.В. – Из обращений предпринимателей вы уже успели очертить тот круг вопросов, решением которых нужно заняться в первую очередь?
В.Л. – На встречах первое пожелание – поменьше бы проверок. Несмотря на то что процедура плановых проверок строго регламентирована – не чаще чем раз в три года –, все-таки из-за количества проверяющих органов предприниматели продолжают испытывать неудобства. На региональном уровне удалось эти проверки объединить, чтобы проводить их одним заходом. Но остаются еще внеплановые контрольные мероприятия, по жалобам заявителей. У меня, как у регионального уполномоченного, есть право присутствовать на таких проверках. Поэтому хочу обратиться к предпринимателям: если вы считаете, что к вам предвзятое отношение у различных ведомств, смело обращайтесь. Будем вместе отстаивать права.
Р.В. – А что вы можете сказать о сроках отвода земельных участков и сроках согласования условий на любые виды пользования? Утвердилось такое мнение, что эти согласования отнимают у бизнеса массу времени.
В.Л. – Порой оформление документации действительно затягивается, жалобы такие есть, но в основном устные. Замечаю интересную деталь: стоит только попросить заполнить официальный бланк заявления, как эмоции улетучиваются и разговор сходит в другую плоскость. Люди редко указывают конкретные факты. А мне нужны именно факты, чтобы идти в органы власти и отстаивать там справедливость. Тем не менее согласен с вами, что далеко не всегда регламенты оказания тех или иных услуг отвечают требованиям времени. Те из них, которые не зависят от федеральных стандартов, мы будем менять в лучшую сторону, и такая работа уже проводится в рамках внедрения Регионального инвестиционного стандарта совместно с предпринимательским сообществом.
Р.В. – Виталий Анатольевич, в период падения потребительского спроса, нарастания издержек что бы вы посоветовали бизнесу?
В.Л. – Универсального совета быть не может. Единственное правило, которое действует во все времена, – никогда не останавливаться в развитии. На каких-то направлениях может быть спад, но движение должно быть непрерывным. Например, можно заняться повышением энергоэффективности, тем более что есть интересные предложения на рынке, позволяющие инвестировать в переоборудование за счет будущей экономии. Необходимо обратить внимание на возможности аутсорсинга. В настоящее время большие предприятия ищут пути снижения своих затрат на всех этапах производства и готовы отдавать исполнение непрофильных работ сторонним организациям. При всех сложностях у нас сейчас возможность действительно уникальная. Можно выйти со своим товаром на рынок, не испытывая такого дикого давления импорта, как раньше. Да тебя еще и поддержат, и поставят в пример! У нас же куда ни посмотри, везде импортная продукция, цены на которую взлетели. Даже медицинскую вату завозили из-за рубежа, хотя ватное производство есть и в Рязанской области.
Импортозамещение теперь в числе стратегических национальных интересов государства. Этой ситуацией нужно воспользоваться. И еще одно наблюдение: «окольные пути» при реализации проекта не дают желаемого эффекта. Сегодня можно действовать напрямую, вступая в официальные деловые отношения между бизнесом и властью, и быстрее добиваться результата.
Р.В. – Спасибо вам за беседу!
P.S. Аппарат регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей находится по адресу: г. Рязань, ул. Есенина, 9, офис 3. Телефон 21-64-74.