Сегодня все чаще говорят о формировании и развитии в России института профессиональной приемной семьи. С этой точки зрения профессиональный долг приемных родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку встать на ноги и направить его в жизни. Однако прежде самим взрослым хорошо было бы овладеть определенными знаниями в области психологии, педагогики, медицины и права.
Как показывает опыт, семьи, взявшие на воспитание детей, нередко сталкиваются с проблемами, причем большинство из них – психологического плана. Специалисты объясняют: происходит так потому, что многие будущие приемные родители изначально ждут и настраивают себя на то, что с ребенком обязательно должны возникнуть трудности. Некоторые родители оказываются неготовыми воспринять чужого ребенка как родного и, соответственно, воспитывать его.
А еще в последние годы потенциальные родители, как правило, хотят взять в свою семью здоровую девочку в возрасте от двух до четырех лет, не имеющую братьев и сестер. В реальности же на сегодняшний день в интернатных учреждениях подавляющее большинство детей – старше семи лет, и у них есть братья или сестры. К тому же многие из этих ребят страдают серьезными заболеваниями. К сожалению, в Рязанской области есть и случаи повторных возвратов детей в детские дома.
Для обучения потенциальных родителей, желающих взять на воспитание ребенка, а также для профилактики вторичного сиротства во всех районах Рязанской области при органах опеки и попечительства созданы школы приемных родителей, а также центры подготовки, поддержки и сопровождения замещающих семей.
В настоящее время на базе школы-интерната № 26 также действует школа приемных родителей. Сейчас в ней проходят обучение четырнадцать человек, которые хотели бы взять на воспитание детей.
Дарья Берещак – одна из слушателей школы приемных родителей, действующей на базе рязанской школы-интерната № 26. У нее есть четырехлетний сын, и в ближайшее время она планирует взять под опеку тринадцатилетнего подростка, с которым уже неоднократно виделась и общалась. «Знания, которые нам дают в школе приемных родителей, действительно ценны и полезны, – говорит Дарья. – Их с легкостью можно применять в быту».
На занятиях потенциальным родителям дают знания о возрастной психологии, психологии конфликта, психологии приемного ребенка. Слушателям рассказывают о том, как выстраивать отношения и преодолевать кризисы.
«В интернатных учреждениях в основном находятся дети, у которых вся жизнь – история болезни, – отмечает руководитель службы сопровождения приемных родителей школы-интерната № 26 города Рязани Марина Степанова. – Часть заболеваний, когда ребенок попадает в более благоприятные условия, уходит, ведь ласка, внимание и любовь – это тоже лекарство. Тем не менее о сущности самых распространенных диагнозов, перспективах их развития, возможностях, которые может дать для этого семья, будущие приемные родители должны знать».
В школе приемных родителей слушателей знакомят с основами первичной медицинской помощи, а также юридическими тонкостями наиболее распространенных вопросов. Форма обучения – очно-заочная. По словам Марины Степановой, на каждом занятии потенциальные приемные родители получают раздаточный материал, который им предлагается освоить самостоятельно. Последующее занятие строится на знании этого материала. По окончании обучения слушатели получат соответствующий сертификат.