20:36 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2382

Жестокие сюрпризы небес

Нынешнее аномально жаркое лето повлекло за собой страшные беды. Погружённые в дым пожарищ города, сгоревшие сёла, деревни, хутора и выжженные на огромных пространствах леса невольно воскрешают в памяти последствия прежних засушливых лет. Напрашивается сравнение масштабов нынешних бедствий с канувшими в Лету.

Ещё в подробностях помнятся картины огненной стихии, бушевавшей в нашем крае в недалёком 2007 году. Дождей тогда не выпадало два месяца, высохшие до состояния пыли торфяники уподобились пороховой бочке. Повсюду вздымались к небу светлые столбы дыма, свидетельствовавшие о многочисленных очагах возгорания. Засуха тогда внесла существенные коррективы в жизнь обитателей дикой природы. Птицы раньше обычного покинули места гнездования, звери жались к воде. Водные зверьки – бобры, выхухоли, ондатры – испытывали большие трудности из-за обмеления мест обитания. Многие водоёмы пересохли совсем. Не было грибов. На возвышениях плоды рябины высохли на корню и осыпались. Кабаны спасались от жары в болотной жиже, лоси, освежавшиеся в воде пересыхающих озерков и обмелевших мелиоративных канав, подпускали человека почти вплотную. Тогда в героических сражениях с пожарами, к счастью, всё обошлось без драматических последствий, но ущерб, причинённый огненной стихией лесам, был весьма значительным.

Много бедствий принесло жаркое лето 1981 года. Как обычно, колоссальный урон пожары нанесли лесным хозяйствам. Горели торфяники и соседствующие с ними реликтовые сосновые боры. На борьбу с огненной стихией были привлечены большие силы людей. В ликвидации очагов возгорания, кроме специализированных пожарных дружин, участвовали воинские подразделения и добровольные отряды работников местных предприятий.

Но, пожалуй, самый заметный и памятный след в истории оставила великая сушь 1972 года. Нынешнее старшее поколение до сих пор вспоминает о том жарком лете с содроганием. Пожары тогда бушевали повсюду, особенно огненным был август, когда дым плотной пеленой окутал всё и вся – горели торфяники на Мещёре. Пекло было немилосердным – плюс 34 градуса в тени. Температура на этой отметке держалась почти два месяца. Солнце на задымлённом небосводе просматривалось неярким кроваво-красным кругом. На него можно было глядеть, не щурясь от света. Всё кругом пропахло дымом и пылью. От жары из брёвен сосновых строений обильно сочилась смола. В реках погибала хладолюбивая рыба – налимы, в прудах гибли плотва и щука. Из космоса над европейской частью страны была видна полоса дыма длиною в несколько сотен километров. Помнится, даже осенним воскресным днём 17 сентября столбик термометра всё ещё показывал 33 градуса, вода в Оке по-прежнему привлекала купальщиков, на пляже под Рязанью, как и летом, народу было не счесть. И лишь на следующий день наступила долгожданная прохлада, а вскоре пришли и спасительные дожди.

Урон от пожаров был колоссальным, но селения от огня тогда не пострадали – привлечённые на борьбу со стихией пожарные и воинские подразделения, а также оснащённые специнвентарём и техникой работники лесничеств вместе с добровольными дружинами местного населения огню давали укорот.

Страшные последствия повлекла за собой засуха 1936 года. Дождей тогда не было три месяца, дневная температура воздуха всё время держалась на отметке 33-35 градусов. Горели леса, горели селения. Огонь прошёлся по крупнейшему в Мещёре лесопромышленному центру – посёлку Курша, где сгорели больше сотни домов и, что самое страшное, в огне этом погибли больше тысячи человек. В тот же день пожарами было уничтожено множество лесных деревушек, хуторов, сторожек, кордонов...

 

Часто ли небеса преподносили нам такие страшные сюрпризы? Историки-климатологи, изучая летописи природных аномалий, оставленные нашими предками на пергаменте, приводят поразительные сведения. Оказывается, такое же жаркое лето, как и в 1972 году, было в 1872 году. В газете «Русские ведомости» того времени сообщалось: «Невыносимые тропические жары в Москве продолжаются. Купание нисколько не освежает – вода в Москве-реке нагрелась свыше 22 градусов по Реомюру (примерно около 27 градусов по нынешнему измерению)».

Удивили историков и другие факты. Оказывается, из последней тысячи лет 350 отмечены как голодные. Причина – погодные аномалии. Тут и оттепели зимой, когда «выпревали» хлеба под снегом, дожди, лившие летом по десять-двенадцать недель кряду, морозы в июле (!), снег, выпадавший на колосившийся хлеб. Древние летописцы, заносившие на пергамент природные аномалии, отмечали в лесной Руси и «мочливые лета», когда хлеба «вызябали» или убранные прорастали в копнах. Отмечено и необычайно долгое, тёплое, мягкое лето 1683 года, когда дважды удивили обильным цветением яблони, а малина и земляника дали два урожая. Но всё же чаще летописцы упоминали знойные годы, когда всё «выгорало» (высыхало) и начинались ужасающие пожары. Страшным свидетельством вошла в историю летописи засуха, обрушившаяся на земли киевские в 1017 году во времена Ярослава Мудрого. Тогда в огне жаркого лета погибло «множество хором и домов и около 700 церквей», зафиксировано на пергаменте. В 1024 году страшная засуха охватила земли суздальские. «Из-за горения лесов, трав и хлебов померкло солнце», – отметили летописцы.

Большие беды приносили годы, когда засухи следовали одна за другою подряд. В 1363-1368 годах сушью была объята вся Русь, страдавшая к тому же от нашествия татаро-монголов. Беду эту люди восприняли как кару небесную. «Мнилось, наступил конец света. Солнце бысть аки кровь и по нему места чёрные и мгла стояла… Лесы и болота и земля горяще и реки пересохша… Мгла стояла три месяца, люди за едину сажень не зрили друг друга. Рыба в водах от тепла умирала».

Катастрофической силы беда обрушилась на Русь во времена царствования Бориса Годунова. Летописцы беду эту упоминали как «годуновский голод». При этом правителе неурожаи следовали три лета подряд. В первый год урожай хлебов и овощей был погублен затяжными холодными дождями с сильным морозом в июле, в другой – сильными морозами в начале лета, а на третьем году пришла великая сушь…

 

Говоря о стихийных бедствиях, вызванных сухими или чрезмерно дождливыми периодами лета, будет уместным напомнить и о других сюрпризах небес, которые в истории нашей цивилизации тоже изрядно «наследили». Приведённые ниже цифры взяты из книги «Ураганы, бури и смерчи», написанной известным русским учёным, академиком Дмитрием Васильевичем Наливкиным. Смерчи – явление обычное в природе, однако в одних регионах Земли они встречаются часто, в других – редко, а есть места, где их и вовсе нет. Наша среднерусская природа с этой небесной силой, образующейся в результате столкновения холодных и тёплых воздушных масс, встречается крайне редко, но разрушения от неё бывают огромными. За последние сто с небольшим лет мрачную известность получил так называемый «московский смерч», пронёсшийся над столицей 29 июня 1904 года. Его сила была поразительна. В газетах того времени сообщалось: «Коснувшись своим «хоботом» Москва-реки, смерч на несколько секунд обнажил её дно, образовав широкую воронку с крутыми водяными стенами. Москвичи увидели ил и лежащие на нём битые горшки, бутылки, рваные сапоги, коряги – всё, что скопилось за столетия». И ещё одно любопытное сообщение: «Крестьянка Селезнёва с тремя детьми была застигнута непогодой в поле. Шестилетний Петя был поднят смерчем и унесён. Нашли его только на следующий день в Сокольниках, на расстоянии нескольких километров от места трагедии… целого и невредимого». Но была в этом страшном явлении небес и драматическая сторона. Смерч разрушил огромное количество построек, в лесах повалил деревья, унёс множество жизней горожан.

И несколько слов о смерче, пронёсшемся в 1984 году над Ивановской областью. Он был не столь впечатляющим, но говорить о себе заставил. Скорость ветра в его воронке составила 80 метров в секунду. Для сравнения: у самых разрушительных она достигает 140 метров. И, тем не менее, на пути своём этот смерч срывал с домов крыши, выдавливал стёкла из окон, «переставлял» в комнатах мебель, разрушал ветхие постройки, вредил посевам зерновых.

 

Вернёмся теперь к последствиям засухи нынешнего лета. Казалось бы, на фоне прежних катаклизмов природы оснащённый современной техникой человек выглядит всемогущим, укротить огненную стихию ему под силу. Ан нет. По-прежнему оказался «беззубым». Велики ли убытки от бедствий, причинённых лесными пожарами? Они огромны! В конце июля, когда гонимый ветром огонь набрал невероятную мощь, сведения о пожарах в теленовостях походили на сводки с фронтов: в Шацком районе «потеряна» деревня Свеженькая, в Рыбновском районе «сдалось» огню село Шехмино, перед огненной стихией не устояла Криуша. Сгорели посёлки Ласковский, Передельцы, Картаносово…

Во всех случаях, так или иначе, вина ложится на человека. Кто-то из окошка мчащегося по лесной дороге автомобиля выбросил на обочину дымящийся окурок, кто-то после пикника оставил тлеющий костерок. Беда случается и от стеклянной посуды, оставленной на высохшей до состояния пороха траве. Известно, что даже небольшой осколочек стекла, фокусируя солнечные лучи, способен вызвать возгорание, которое быстро перерастает в огромное пламя. Знакомый лесник рассказывал мне, как на его глазах вспыхнула огнём куча мусора, оставленная в лесу туристами ещё в прошлом году. В этом случае воспламенение произошло в результате подскочившей на солнцепёке температуры от гниения органики.

Места пожарищ, а их немыслимо много, выглядят удручающе – кругом обугленные деревья и превратившаяся в пыль выгоревшая до основания лесная подстилка. Пострадавшие леса уже не выживут, все деревья теперь пойдут под топор. А ведь это наше национальное достояние, которое мы должны были беречь как зеницу ока. Конечно, на месте выгоревших деревень вскоре вновь появятся дома, и, очевидно, они будут добротнее, современнее. Но как возродить погибшую от огня нашу мещёрскую гордость – флору и фауну, где мы безвозвратно потеряли многие уникальные виды растений и животных, в том числе и занесённые в Красную книгу? Их уже не воскресить и нельзя сконструировать вновь. Надолго потеряли свою привлекательность и воспетые Паустовским озёра – Уржинское, Чёрное, Ласковское, Чёрненькое, Сегденское. Выгоревший вокруг них лес и кучи обуглившегося мусора лишний раз свидетельствуют о преступной безалаберности отдыхавших тут людей. Кстати, один из самых злых пожаров, уничтоживший ряд лесных селений, возник именно здесь, на Уржинском: кто-то, возможно, бросил горящий окурок или не затушил костёр. Не избежало трагической участи и затерявшееся в лесу неописуемой красоты озеро Келецкое. Окружавший его бор сгорел до основания. И жара – далеко не главный виновник случившихся трагедий, этого можно было бы избежать, если б не людское равнодушие к родной природе. Кому только пришло в голову устраивать санкционированные пляжи на лесных озёрах, представляющих истинные жемчужины нашей славной Мещёры? И как только рука поднялась опоганить красивейшие уголки нашего края? Каждый здравомыслящий человек знал, что добром это не кончится.

Глядя на все эти ужасные последствия, хочется сказать: гром грянул, господа! Пора креститься и повернуться к природе лицом.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 156 (3707) от 20 августа 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Цена удаления
Рассказывает руководитель футбольного направления ЗАО «Русская кожа» Михаил Жарков.
Экспедиция на Вожу
23 августа на место Вожской битвы отправится новая экспедиция Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В течение двух недель Вожская археологическая экспедиция будет обследовать ...
Владлен Гордиенко
Читайте в этом номере: