Часто на патриотических праздниках рязанцы видят седовласого стройного ветерана с надписью на бескозырке «Балтийский флот». Он почти никогда не выступает у микрофона, не произносит торжественных речей. О нем редко пишут в газетах. А вот сам матрос пишет часто – о рязанских ветеранах-моряках, о своих земляках из села Шумашь, о соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ. Пишет не только в газетах, а даже издает книги.
Глаза и уши балтийского неба
Паренек из села Шумашь Рязанского района Василий Мартишин в школьные годы, как и многие его сверстники тогда, мечтал о мореходке. Мечту подогревали сотни прочитанных о морских путешествиях книг да озеро за околицей села, где сельская ребятня устраивала сражения на самодельных плотах. Но после окончания школы вместо морского училища Василий поступил в ремесленное. В послевоенные годы семье жилось нелегко, и было не до романтики. Каждая копейка в семье приходилась кстати. Два года после училища Мартишин отработал токарем на станкостроительном заводе. А тут и на службу призвали, на Военно-морской флот.
– Направили меня в Калиниградскую радиотехническую школу, – вспоминает Василий Егорович. – Учился я на оператора радиолокационных установок. Вот так бывает: всю жизнь мечтал о море, а служить пришлось на берегу. Мы обслуживали морскую истребительную авиацию. Я в составе подразделения определял высоту всех летательных аппаратов, находящихся в небе над Балтикой. Обо всех подозрительных объектах немедленно докладывал командованию. Тогда страны-участницы НАТО едва ли не ежедневно запускали воздушные шары. Это либо разведчики, осуществляющие фотосъемку, либо шары, корзинки которых были напичканы пропагандистской антисоветской литературой. Бывало, что и самолеты иноземные залетали в наше воздушное пространство. Но силы ПВО натовцев сбивать не решались. Истребители уводили их подальше от границы.
Пропагандист с душой моряка
После армии Василий Мартишин вернулся в родное село. Увидел как-то лодки на озере. Оказалось, байдарочники тренируются. Познакомился с ними, стал членом федерации. Поскольку в федерации было несколько моряков, в 1975 году, на 30-летие Победы, решили провести соревнования на призы нашего земляка, Героя Советского Союза Леонида Новоспасского. Идея была поддержана в Главном штабе Военно-морского флота СССР. Василию Мартишину, как работнику радиокомитета, отвели роль пропагандиста.
– Главным призом за победу в командном зачете учредили модель катера «Морской охотник» («МО-423»), на котором Леонид Новоспасский ходил на боевые задания, – говорит Василий Мартишин. – Символичным было то, что длина катера Героя Советского Союза в точности равнялась длине двух байдарок. Первые соревнования мы провели на водно-спортивной базе «Динамо» в Сынтуле. Победили тогда динамовцы, оставив позади «Спартак» и «Урожай». Но главным были не спортивные результаты, а большой праздник, посвященный Леониду Новоспасскому, на который собралось много молодежи.
С тех пор Василий Егорович каждый год пишет об этих соревнованиях в местных СМИ, выпускает к началу стартов стенгазету.
– Пусть молодежь почитает, – говорит Василий Мартишин. – Не все знают о Новоспасском, а он ведь Герой Советского Союза. Я вот замечал, когда расскажешь ребятам перед стартом на соревнованиях о том, как воевал наш земляк, они стараются за победу сражаться более яростно.
Морской охотник
Леонид Новоспасский родился в Рязани в 1911 году. Спустя четыре года семья переехала в Нижний Новгород. После окончания десятилетки Леонид поступает на работу в гидрологическую партию. А потом его призвали в армию. Новоспасский становится курсантом Лениградского высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе. Пройдя обучение, попадает на Северный флот. В августе 1941 года началась служба Новоспасского в качестве помощника командира катера «Малый охотник» (МО-4). Позже журналисты окрестят судно «Морским охотником». На борту – две «сорокопятки», два крупнокалиберных пулемета, до 20 глубинных бомб для охоты за подводными лодками. Катера занимались высадкой морского десанта, поддерживая наступление огнем артиллерийских орудий, вели разведку, сопровождали грузы. Золотая Звезда Героя Советского Союза легла на грудь нашего земляка за успешно проведенную операцию по освобождению города Печенги на северном побережье нашей страны. После этого кавалер орденов Нахимова, Красного Знамени, Красной Звезды, Ленина вступает в должность командира дивизиона катеров – «малых охотников» Северного флота. Так сложилось, что после войны Леонид Новоспасский ни разу на своей родине не был. Зато рязанцы хранят о нем память. А Василий Мартишин написал книгу «Памяти Героя», издали которую на средства областного бюджета в 2009 году.
Летописец родного села
В редакцию Василий Мартишин принес толстую папку с материалами, которые собирает уже не один десяток лет. В папке – списки участников Великой Отечественной войны – жителей села Шумашь, их фотографии, описания подвигов.
– Из села было призвано на фронт 250 человек, 126 погибло, – говорит Василий Мартишин. Причем 20 из них – мои родственники Мартишины, Лучкины, Аринины, Чубарыкины. Дяди мои по отцу и по матери воевали на флоте. Иван Васильевич был морским пехотинцем. Пришел домой без руки и был у нас в селе председателем колхоза. Николай Алексеевич служил на большом противолодочном корабле. А моему двоюродному дяде Ивану Гавриловичу Лучкину грамоту за образцовое выполнение воинского долга вручал маршал Конев. Так что родня у меня героическая.
Сейчас Василий Мартишин пишет книгу воспоминаний о свой жизни и людях, которые живут с ним рядом. К 70-летию Победы издать вряд ли получится. Над ней еще много работы. А стенгазету длиной в несколько метров Василий Егорович уже выпустил. И хотя до соревнований по гребле на байдарках и каноэ на призы Леонида Новоспасского еще полгода, у ветерана уже все готово. Так он привык жить. С широкой морской душой.