08:10 МСК
Воскресенье
07 / 03 / 2021
2727

Евгений Казак: «Я не могу не рисовать»

Художник, который пишет «теплые» картины
Автор фото: Елена Серебрякова | Евгений Казак: «Я не могу не рисовать»
Фото автора.

Работы Евгения Степановича Казака я случайно увидела в Интернете, в социальной сети на странице его дочери Елены. В первый же момент меня поразила теплота, исходящая от пейзажей. Зимний вечер, морозный закат, в окне мерцает свеча… Церквушка у леса под пушистыми облаками. Весенний паводок, когда журчат ручьи и сквозь влажную землю пробиваются первые подснежники. Прудок, поросший ряской. Сразу навеяло воспоминания о детстве в деревне. Каждая картина как вспышка ощущений и эмоций, позволяющих «увязнуть» в дорогих сердцу воспоминаниях.

Все эти и многие другие картины хранятся не в каком-либо музее, а в мастерской художника, который всю свою жизнь посвятил творчеству.

Евгений Степанович Казак родом из Украины, Винницкой области. Говорит, любил рисовать всегда и даже не помнит, с чего это увлечение началось.

Родителей он потерял в 16 лет, поэтому был вынужден не только учиться, но и начать работать, чтобы содержать сначала себя, а потом и свою молодую семью. Женился он рано, практически сразу, как приехал учиться в Рязанском художественном училище, где спустя несколько лет стал работать преподавателем. Потом поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). С 1988 года является членом Союза художников России.

Евгений Казак участвовал в региональных, республиканских, всесоюзных и международных художественных выставках, а также выставках советского плаката в Японии, ФРГ, Польше. Он лауреат и дипломант всесоюзных и международных конкурсов, а его произведения публиковались в центральных газетах, художественных журналах, книгах, каталогах, о них рассказывало Центральное телевидение.

– Когда мой отец умирал, он сказал: «Мне интересно, что из Женьки получится». А я всегда знал, что буду художником. Всей душой этого хотел, – говорит Евгений Степанович. – Мне часто задают вопросы о биографии, а мне о другом хочется поговорить: о живописи, искусстве, о призвании.

Ему слово.


О страхе любого художника

– Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР Евсей Евсеевич Моисеенко говорил: «Когда стоишь перед чистым холстом, дрожь пробирает… Получится или нет?» Только глупый человек считает, что все умеет. Раньше я писал по одной картине: начинал ее, доводил до конца и только потом приступал к следующей. Сейчас уже, с приобретением многолетнего опыта, я веду несколько картин одновременно. За три месяца могу рисовать штук шесть параллельно. Некоторые получаются быстро, а некоторые – рисуешь и «мучаешься». Пишешь-пишешь, вдруг «упираешься в стену». Приходится отставлять ее пока в сторону и работать над другой…


О том, как определить талант

– Человек, талантливый в каком-либо деле, не может жить без этого дела. Конечно, научиться рисовать можно. Если есть хороший педагог и стремление ученика, который готов выполнять все указания учителя, то в результате труда получатся нормальные картины. А быть художником в душе – это уже искра от Бога. Ты с детства чувствуешь, что это твое, что ничем другим не хочешь и не можешь заниматься. Люди, которые в молодости определились с выбором профессии, счастливые. Им не надо метаться, искать себя, тратить время на пустое. Они уже посвятили себя любимому делу и совершенствуются в нем до конца жизни.


О небе и его красоте

– Когда садишься работать, не знаешь, что получится. Потому что начинаешь с одним настроением, потом получаешь новые впечатления, эмоции, и окончательный вариант картины может получиться совсем не таким, как задумывался. Иногда название картины приходит только в конце работы, когда уже видишь завершенный образ. Меня часто спрашивают, как реалистично нарисовать небо, которое часто используется в пейзажах? Отвечаю: я часто стою у окна, смотрю, наблюдаю, как меняется природа, запоминаю цвета, оттенки небес. Мне кажется, ни один фотоаппарат не способен зафиксировать детали цвета и передать их человеческому мозгу. Это нужно прочувствовать художнику лично, пропустить через собственное сознание.


О современном искусстве и сложностях профессии

– Что самое сложное в профессии художника? А кем, например, легче быть: терапевтом или хирургом? Это разные профессии, но одинаково нужные и важные. В них все имеет значение. Так и с моей работой. Для настоящего художника все сложно. Он всегда стремится совершенствоваться. И чем больше живешь, тем больше ощущаешь свою несостоятельность. Главное, чтобы человек мог что-то сказать своей работой, дать какой-то посыл миру и зрителям, показать реальную жизнь. Чтобы было просто и понятно… Вот в этом плане я не понимаю современного искусства. Например, Малевича, Пикассо... Если мне нечему поучиться, получить новые идеи, то мне неинтересно.


О детях и силе духа

– Мои дети Елена и Олег тоже всегда были творческими натурами. Но если сын в юности рисовал, то дочке погружаться в художественное искусство я категорически запретил. Не хотел, чтоб девочка нюхала эти краски каждый день. Не женское это дело. Но она все равно нашла свою нишу, погрузившись в творческую среду молодежи.


О мечтах и передаче опыта

– Я хотел бы открыть в Рязани свою художественную школу: есть большой опыт, желание, но боюсь, что не хватит времени… Поэтому даю иногда частные уроки тем, кто желает научиться рисовать. Одна из учениц – Мария Харламкина. Она увлеклась рисованием недавно и работает над первым рисунком. Девушка способная, но после урока часто бывает недовольна результатом. И это хорошо, потому что для любого творческого человека не должно быть «потолка» в работе.

«Я давно хотела заняться живописью, это мое хобби с детства, – рассказывает ученица Мария. – Считаю, что с педагогом мне очень повезло. Евгений Степанович не просто талантливый учитель для своих воспитанников, он для нас словно родной дедушка, добрый, понимающий, внимательный. Может не только научить художественному искусству, но и дать нужный совет в жизни».


О востребованности

– Сейчас художественное искусство востребовано в очень узких кругах населения. Да, люди посещают выставки, любуются работами художников, но при этом продать картины крайне тяжело… Долгий и кропотливый труд стоит недешево, кроме того, холст, красивая рама, аренда мастерской, профессиональные краски – все это тоже имеет немалую цену. Поэтому и желающих приобрести готовые картины за приличную сумму очень немного. Это, конечно, не является помехой для творчества в целом, но в какой-то мере возникает ощущение ненужности работы художника. Я живу и всегда жил небогато и не стесняюсь этого, просто понимаю, что не могут быть картины востребованными всем обществом.


О сверхзадаче и зрителях

– Главное, чтоб мои картины ценили. Вот фильм в кинотеатрах вышел – народ пошел его смотреть, песню новую артисты спели – народ ее подхватил. Значит, оценили. Главный барометр творческой работы – это зритель. Если мои картины заставляют людей задуматься о чем-то, то мой посыл понят, моя работа удалась. А если картина оставляет людей равнодушными, то моя работа была пустой тратой времени. Хочется, чтобы мои картины остались не только на холсте, но в памяти и душе людей.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 33 (4827) от 27 февраля 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
На почте – декада подписки
С 26 февраля по 7 марта во всех почтовых отделениях области пройдет досрочная Всероссийская декада подписки
Валентина Севостьянова
Со второй попытки
Дело ДВК рассмотрит Советский суд Рязани
Марина Шерфединова
Читайте в этом номере: