07:45 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2504

Здесь когда-то вставала земля на дыбы

23 августа 1943 года завершилась легендарная Курская битва

В конце декабря 1942 года 37-я гвардейская стрелковая дивизия была выведена в резерв Верховного Главного командования за Волгу, где приступила к новому формированию, так как после боев за Сталинград ее состав сократился.

После Сталинградского сражения я был переведен в штаб 118-го гвардейского стрелкового полка на должность помощника начальника штаба полка.

Доукомплектовав части личным составом и вооружением, дивизия в феврале 1943 года убыла на Центральный фронт. Волга осталась позади. Эшелоны шли на запад безостановочно. Прибыли в район сосредоточения севернее Курска.

Февральские метели накуролесили на дорогах. Снег выше метра. Самые мощные грузовые автомобили с трудом пробивали сугробы. Полки дивизии заняли оборону на правом фланге 65-й армии, на острие Курской дуги, в направлении города Дмитровск-Орловский.

Наступление началось 26 февраля 1943 года в 8.00. Прорвать оборону немцев с ходу не удалось, завязались тяжелые бои. Только на отдельных участках нашего наступления смогли вклиниться в оборону противника до 30 километров.

Успех обозначился на левом фланге армии. Танковая армия, кавалерийский корпус и 15-я стрелковая бригада прорвали оборону фашистов на всю тактическую глубину, вышли на оперативный простор, достигли реки Десна, севернее города Новгород-Северский, продвинулись вперед до 120 километров от основной линии фронта.

На этом рубеже наши войска встретились с сильной группировкой противника, завязались тяжелые бои. Горючее, боеприпасы и корм для лошадей заканчивались. Большие снежные заносы не позволили тылам своевременно подвезти их, войска оказались в «мешке». Достигнутый успех танкистов и кавалеристов развить не удалось, они вынуждены были отступить в направлении города Севск, неся неоправданно большие потери. Создалась опасная обстановка.

Наши отходящие войска успели переправиться на восточный берег реки Сев. Противник был остановлен. Исчерпав свои резервы, он перешел к обороне.

***

…Весна пролетела незаметно. Наступило лето. В ночь с 11 на 12 июня 1943 года провели рекогносцировку местности, где полку предстояло занимать оборону.

К началу летней наступательной операции на линии фронта в районе Курска образовался огромный выступ, так называемая «Курская дуга», глубоко вклинившаяся в оборону немецких войск. Фашисты были настолько уверены в своей победе, что, когда наша дивизия прибыла на Курский выступ, забросали наши окопы листовками, в которых писали: «Сталинградские бандиты! Зачем вы прибыли под Курск? Не думайте, что здесь вам удастся сделать, как под Сталинградом! Здесь мы вам сделаем Сталинград!» Немецкое командование планировало срезать этот выступ в районе Курска. План их получил кодовое название «Цитадель». И если бы их план осуществился, в окружении оказались бы три наши армии – 60-я, 65-я и 70-я, которые обороняли этот выступ.

Пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, немцы перебросили с Западного фронта в район Орла, Белгорода и Харькова пять пехотных дивизий, танковые и авиационные соединения. Немцам удалось создать в этих районах сильные ударные группировки: 50 дивизий, 10 тысяч орудий и минометов, около 2700 танков, свыше 2000 самолетов.

Советское Верховное командование выработало план: разгромить немецкие группировки «Центр» и «Юг», освободить левобережную Украину, Донбасс, восточные районы Белоруссии.

В этом великом сражении участвовали пять фронтов: Западный, Брянский, Центральный, Воронежский, Степной и часть Юго-Западного фронта. Каждый фронт имел в своем распоряжении пять общевойсковых, одну танковую, одну воздушную армии, по два танковых корпуса и другие части.

Наступление немецкое командование держало в большом секрете, однако нашей разведке удалось установить, что немцы начнут его 5 июля, а захваченные накануне пленные уточнили – в три часа ночи.

Командование Центрального фронта, согласовав с представителем Верховного Главного командования, решило упредить врага и нанести ему мощный артиллерийский контрудар. В 2 часа 20 минут шквал огня неожиданно обрушился на головы немецких войск, сосредоточившихся в окопах для атаки. Это заставило немецкое командование отсрочить начало наступления на 2,5 – 3 часа. И только в 5.30 немцы перешли в наступление на Центральном фронте, а в 6 часов – на Воронежском фронте.

Координацию фронтов осуществляли Г.К. Жуков и A.M. Василевский.

Четыре раза в течение дня немецкие войска пытались прорвать нашу оборону, но вынуждены были отходить на исходные позиции. Немцам удалось только вклиниться в нашу оборону на отдельных участках в глубину до 12 километров. Вскоре противник выдохся, наступать больше не мог. Потеряв в бессмысленных атаках 42 тысячи солдат и офицеров, он перешел к обороне.

С юга на Воронежском фронте наступали войска группы «Юг» генерал-фельдмаршала Манштейна. Противник нанес три удара, но прорвать нашу оборону так и не смог. Враг наносил сильный удар западнее Белгорода, наши части успешно отразили наступление противника.

В период с 9 по 11 июля противник ввел в бой 6 танковых дивизий вдоль шоссе и железной дороги Белгород–Курск. Противнику удалось за семь дней продвинуться на 25 километров в глубину нашей обороны. На этом участке фронта противник также выдохся и перешел к обороне.

Настало время нанести противнику ответный удар. 12 июля были введены в бой две танковые армии. Завязались тяжелые танковые бои в районе станции Поныри и особенно в районе Прохоровки. В этом тяжелом танковом сражении участвовало 1500 танков, бой длился до позднего вечера. Многотонные стальные машины превратились в груду металла. Этот день – 12 июля – стал переломным днем в Курской битве.

***

Наша 37-я гвардейская Краснознаменная стрелковая дивизия вторые сутки ведет бой с фашистскими войсками. Имеем потери, ранен начальник штаба полка гвардии майор Глотов. Временное исполнение обязанностей начальника штаба возложено на меня. Гвардейцы нашего полка сражаются, как львы, преследуя отступающего противника. Освободили села Красновское, Старошпалово, Радовичи. Геройски сражался батальон гвардии капитана Татаринова. Хорошо помогает наступающим частям авиация, особенно штурмовики «илюши».

Наблюдательный пункт 118-го гвардейского стрелкового полка расположился на опушке леса. Противник ведет массированные артиллерийские налеты, над головой свистят осколки от мин и снарядов. Особенно действуют на нервы налеты фашистской авиации, тяжелые бомбы, взрываясь, содрогали землю, которая осыпалась в траншеи и окопы.

Шел жаркий бой за высоту 251,1. Противник из глубины своей обороны вел беспрерывный артиллерийский и минометный огонь, мешая продвижению батальонов гвардии капитанов Котлярова и Демина.

«Прошу огня!», – кричал в телефонную трубку начальник штаба первого батальона гвардии капитан Зотов. Овраг левее высоты 251,1 – минометная батарея противника».

«Сейчас будет артналет, следите», – ответил командир полка, гвардии подполковник Поляков. Он срочно вызвал начальника артиллерии, гвардии капитана Пучкова, приказал:

– Огонь, овраг левее высоты 251,1 – минометная батарея противника.

Гвардии капитан Зотов, находясь в боевых порядках наступающих, корректировал огонь.

Данные срочно передавались на огневые позиции батареи. Через определенное время минометная батарея противника замолчала. Гвардейцы дружной атакой захватили высоту и подошли к речке Ошарица, где огнем противника снова были прижаты к земле.

– Батарея противника в центре сада, – передал гвардии капитан Зотов на КП полка. Артиллерия гвардии капитана Пучкова обрушила ураганный огонь по батарее немцев, которая была уничтожена. Батальоны устремились вперед. Так, имея тесную связь с артиллеристами, батальоны успешно решали боевые задачи.

***

Наступление наших войск в районе Орла, получившее кодовое название «Кутузов», началось 12 июля 1943 года. После двухдневных ожесточенных боев оборона фашистов была прорвана на глубину 25 километров, а в ночь на 4 августа наши войска ворвались на улицы города Орел. На рассвете 5 августа Орел был полностью очищен от противника.

На южном участке фронта готовился другой сокрушительный удар (Белгородско-Харьковская операция) силами Воронежского и Степного фронтов. Рано утром 3 августа началась трехчасовая артиллерийская подготовка. Под ее прикрытием наши войска перешли в наступление, вышли к Белгороду, противник начал отступать, оставил на поле боя свыше трех тысяч убитыми и ранеными. 5 августа был освобожден от фашистских захватчиков Белгород.

С наблюдательного пункта полка – отличный кругозор наблюдения за наступлением наших батальонов и отступающим противником. Батальоны полка достигли реки Ошарица, форсировали ее и после короткого боя 7 августа ворвались на северо-восточную окраину города Дмитровск-Орловский, завязали бои на улицах города. В 4 часа утра 12 августа город был в наших руках. Противник все сжигает на пути отступления.

Мы шли по улицам освобожденного города, нас встречали женщины, обнимали, плакали. Говорили все сразу, перебивая друг друга: «Родные наши спасители, как мы вас долго ждали, дождались!..»

В городе остались одни старики, старухи и дети, молодых женщин, девушек угнали в Германию. Идем дальше по городу, читаем объявление при входе в парк: «Вход в парк разрешен только немцам!..»

18 августа Орловский плацдарм был ликвидирован.

Войска Степного фронта после упорных боев с 18 по 23 августа штурмом взяли город Харьков. Этим завершилась Курская битва.

В ознаменование этой большой победы Москва салютовала доблестным войскам Курской битвы 12 залпами из 120 орудий. Это был первый салют за время войны.

***

Итог битвы на Курской дуге: было разгромлено 30 отборных немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Враг потерял более 500 тысяч человек убитыми, пропавшими без вести, пленными, свыше 1500 танков, до 3700 боевых самолетов, свыше 3000 артиллерийских орудий и минометов.

В Курской битве советские войска проявили несгибаемое мужество и стойкость. 132 соединения и части были преобразованы в гвардейские, 26 удостоены почетных наименований: «Орловская», «Белгородская», «Харьковская», «Карачаевская».

Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой.

Поражение под Курском оказало глубокое воздействие и потрясло основы фашистского блока. Престиж Германии среди ее союзников упал. Это создало условия для высадки англо-американских войск в Сицилии и южной Италии, открытия долгожданного второго фронта в Европе.

Александр Рябцев,

участник Курской битвы,

ветеран 37-й гвардейской Речицкой, дважды

Краснознамённой, орденов Суворова, Кутузова

и Богдана Хмельницкого

стрелковой дивизии,

гвардии полковник в отставке.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 157 (3708) от 21 августа 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Поминальная молитва
Недавно мне рассказали историю о том, как дочь немецкого военнопленного через много лет после войны попыталась найти могилу своего отца, умершего у нас в плену.
Лада Петрова
Под звуки вальса плавные…
Я всегда хотела научиться танцевать. С каким восхищением смотрела на тех, кто уверенно и красиво кружится в вальсе. Да где же этому научиться? И вот настало время, когда я сказала ...
Лидия Рябова
Читайте в этом номере: