Впервые увидев гравюры лауреата Государственной премии СССР Лидии Александровны Ильиной, можно подумать, что мастер – плоть от плоти страны гор и степей, не подозревая, что она родилась на рязанской земле.
Родилась Лидия Ильина в 1915 году, снежным февральским днем в Михайлове, в семье учителя. В детстве подружки называли ее Лидкой-художницей.
Переезд семьи в Рязань был связан с назначением отца, Александра Федоровича Ильина, директором детского дома. Дети любили его, он преподавал в детдоме ручной труд и черчение. Выпиливание, инкрустацию, резьбу и прочую работу по дереву Лида впервые увидела дома.
Повезло ей и с первым учителем рисования – Александром Александровичем Киселевым-Камским, выдающимся художником. Возможно, эта встреча и предопределила ее путь: она поступила в Рязанское художественное училище, которое окончила в 1933 году. Именно в 1933 году Московский полиграфический институт впервые проводил прием на графический факультет. Отец тогда спросил: «Хочется тебе делать иллюстрации для книг?» Ответ был утвердительным. Так ее документы попали в Москву. Жаждущих поступить было много, но Лида была принята.
Повезло Лиде и на учителей. Ее творческую суть исподволь формировали Михаил Семенович Радионов, Владимир Андреевич Фаворский. Очень многое взяла Лидия у Фаворского. Когда в 1947 году в Киргизии она вновь встретилась с ним, мастер помог выплеснуть в творчество все то, что накопилось в душе за годы черновой работы.
1939 год. В руках – диплом с отличием, а на руках – маленькая дочь. Рядом – любимый человек, художник Андрей Михалев. И все они оказываются в Киргизии, в только что открывшемся республиканском художественном училище. Сколько было исхожено дорог, в скольких они побывали аулах. Как настороженно встречали их старики, как недоверчиво отпускали родители детей на учебу. Что это за работа – художник? Союз художников Киргизии еще только зарождался.
Один из первых художников Киргизии Чуйков в своих картинах искал гармонию человека с природой. Таким был и путь Ильиной. Преподавательская работа, дети – все это съедало время. Лишь в летние месяцы, когда вместе со студентами выезжала к Иссык-Кулю, Лидия работала жадно, делала наброски, черновики, зарисовки…
Имя Ильиной впервые стало широко известно в 50-х годах. Многолетний опыт, наблюдения, черновые наброски вылились в мастерство книжной и монументально-станковой графики, линогравюры.
Книжной графике Лидия Александровна многие годы отдавала свою фантазию и вдохновение. От первой книжечки «Повести гор и степей» Токомбаева до изысканно оформленных сонетов Шекспира; от народного эпоса «Манас» к произведениям певца Киргизии Чингиза Айтматова. Когда в 1946 году она создала своего батыра Алтамбека, о ней заговорила вся Киргизия. Именно в это время Лидия пишет письмо на родину, детям Сараевского района:
«С детства меня волновали образы русского фольклора. И особенно те, которые, по преданию, были выходцами с рязанской земли: Евпатий Коловрат, Добрыня Никитич, Авдотья Рязаночка. Поэтому, когда в далекие годы молодости я оказалась в Киргизии… я нашла многое, что роднит ее народ с моими земляками. Эту любовь я пронесла через всю свою жизнь».
Первые рисунки к книгам Чингиза Айтматова были созданы в 60-х годах. «Джамиля» с гравюрами Ильиной вышла в Москве в 1965 году, и по сей день остается лучшим среди многочисленных изданий Айтматова. В 1971 году она создает иллюстрации к повести «Материнское поле» для Международной выставки художественной графики в Лейпциге. Сам Чингиз Айт-матов очень высоко ценит художницу: «Л.А Ильина – один из тончайших художников, постигших сполна душу киргизского народа».
В 1971 году Лидия Ильина получила Государственную премию СССР за две графические сюиты – «Материнство» и «Молодость Киргизии», как мастер станковой графики монументальных форм. Лидия Ильина прошла путь от книжной иллюстрации к прекрасной серии цветных линогравюр «Слово о киргизской женщине». В семи линогравюрах проходит вся женская судьба – от беспечной юности до мудрой старости. В одном из писем рязанским ребятам она подчеркивает: «Работы эти надо рассматривать шире. Это не только дань уважения женщинам и молодежи страны гор и степей, но и рассказ обо всем нашем советском народе».
У Лидии Александровны есть серия гравюр на дереве «Родные края». Все исконнокиргизское. И вдруг поманит зрителя заокскими перелесками «Пейзаж с деревьями». Две любви было у Лидии Ильиной. И сама она скажет об этом так: «Я постоянно вспоминала неброскую, но такую родную, неповторимую Рязанскую землю, вторую свою Родину – Киргизию, и всем сердцем своим стремилась скорее оказаться во Фрунзе».
В ее квартире во Фрунзе можно было увидеть литературу о Рязани, более 14 лет выкраивала она время и для переписки с ребятами из Сараев. В 60-х годах, во время съезда художников, рязанские друзья специально приезжали в Москву, чтобы встретиться с Ильиной. Лидия Александровна много расспрашивала и кое-что из рассказов ребят записывала. Очень значимой была ее встреча с журналисткой Еленой Карпельцевой и руководителем мараевского Дома пионеров Альбертом Васильевичем Куликовым.
Произведения Лидии Ильиной находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее народов Востока (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), в зарубежных музеях.
Людмила Гоенко,
заслуженный работник культуры России