В Год литературы тянет поговорить об отношениях творцов художественного слова с нашим братом, журналистом. Казалось бы, а чего говорить? Они пишут, мы пишем. У них своя задача, у нас своя. Мы их не хуже. Некоторые будущие писатели, как, например, Николай Родин, специально шли в газету работать, чтобы поучиться сочинять.
Правда, есть люди, которые ни о какой учебе и не помышляют. Им кажется, что если они творят стихи или прозу, то уже одно это хорошо и дает право публиковаться. Теперь гораздо проще, чем было раньше: если есть деньги, можно или свою книжку издать, или «просунуться» в какой-либо сборник. (Знаю автора, который выпустил несколько стихотворных книжек, не прочитав при этом ни одного стиха, кроме положенных по школьной программе.) В советское время газеты были, наверное, единственной возможностью, чтобы удовлетворить тщеславие начинающего автора. И на этой почве возникали разные ситуации: иногда забавные, иногда не очень.
От одного поколения журналистов «Приокской правды» к другому передавался, например, такой вроде бы имевший место факт: чрезмерно идейный автор выставил на редакционный стол набитый бумагами чемодан и радостно сообщил: «Вот, «Капитал» Маркса стихами изложил!»
А не очень забавная ситуация, это когда один из «поэтов» подступил ко мне чуть ли не с кулаками: «Ах вы, рабочему человеку пропечататься не даете!»
Я тогда была сотрудником отдела культуры. Стихи нам приносили, присылали по почте ежемесячно десятками. Иногда среди них попадались хорошие. Всегда с радостью мы получали письма из Милославского района от Василия Веркина. Его стихотворения были и на тему дня, и очень искренние, рожденные любовью к родной земле, где – запомнилась мне строчка – «с прахом дедовым погост». Конечно, стихи В.Веркина мы печатали. Чего не скажешь о подавляющем большинстве других произведений – неумелых, шаблонных. На каждое из писем в то время полагался ответ из редакции, и мы писали что-то вроде: «Понимаем ваши чувства, но, к сожалению, форма не соответствует содержанию».
… Я вот думаю: почему тогда, в семидесятые-восьмидесятые годы, так много людей пыталось, пусть неумело, выразить себя в стихотворной строке? Наверное, время было такое: немного наивное, бескорыстное. Мы искренно говорили детям о том, например, что «главное богатство – книги». Можем ли мы так сказать нынешним подросткам, которым всей теперешней жизнью внушается, что главное – это личная успешность, деньги, много денег, здесь и сейчас?..
И наверное, тем удивительней в современной реальности, что в Рязанском областном центре эстетического воспитания школьников «волей его директора, Натальи Викторовны Приходько», как написали недавно в «Литературной газете», вот уже десять лет работает заочная школа литературного творчества. В Рязани немало подобных объединений, но – для городских ребят. А в этой школе занимаются юные любители художественного слова из сельских районов области, в том числе из отдаленных – например, Кадомского, Ермишинского, Александро-Невского. Когда школа только организовалась, к работе в ней привлекались рязанские писатели. Теперь, в связи с рядом изменившихся обстоятельств, педагоги дополнительного образования обходятся собственными силами. Общаются с детьми через Интернет, собирают их в областной центр на конференции, летом для них организуют лагерь: «Знаете, как это прекрасно, когда после отбоя ребята собираются и читают друг другу стихи!..»
Знаю. Поступив на литфак института в середине 60-х годов, я стала свидетелем повальной поэтической увлеченности студентов… Городских. Я же, выпускница сельской школы, многих известных тогда поэтов и не знала.
Судьба выпускников заочной школы складывается по-разному. Некоторые потом выпускают книги. Но главное, считают педагоги, это сформировать «квалифицированного читателя». И действительно: по нашим временам это – задача великая.