Прошлый год для администрации Ряжского технологического техникума разделился на две части: первая половина – привычные учебные будни, а вот с 10 августа здесь, в стареньком здании студенческого общежития, действует пункт временного размещения вынужденных переселенцев из Украины. Видимо, он не закроется до тех пор, пока стены не покинет последний из соотечественников.
За минувшие с августа месяцы через ПВР прошли свыше 350 человек, бежавших от войны. Самая большая группа из ста человек прибыла в первые дни, и приезжать продолжают до сих пор. Сейчас здесь 92 переселенца, в том числе 24 ребенка.
Недавно стало известно, что Рязанская область включена в число субъектов – участников госпрограммы по содействию добровольному переселению соотечественников. Планируется, что в течение трех лет в регион прибудут на ПМЖ более 500 человек. А как сегодня справляется с притоком украинцев провинция?
Бытовая сторона
Проходим по коридорам общежития. Первый этаж – хозяйственные помещения. Здесь же стенд с объявлениями: детей приглашает в кружки Дом детства и юношества «Алые паруса», взрослых – районный дом культуры. Призывы не напрасны: кто-то из украинцев уже поет в местном хоре.
Поднимаемся на второй этаж, который и отдан под ПВР. В просторном холле под маминым надзором резвятся малыши. Работает телевизор, а еще к услугам жильцов – библиотека, две стиральные машины, холодильники, приобретенные на средства спонсоров.
Сперва в комнатах было тесно, вспоминает руководитель пункта временного размещения – директор техникума Ольга Тяжло. Приходилось заселять по восемь человек в номер. Но теперь почти в каждом – по одной семье.
Приезжающих в ПВР обычно встречает директор Ряжского комплексного центра социального обслуживания населения Наталья Швыкова. Она отвечает за доставку людей, обеспечение их предметами первой необходимости. Для жильцов организовано трехразовое питание в столовой техникума.
Быт, еда, одежда – за несколько месяцев эта сторона жизни как-то наладилась. Наряду с усилиями госчиновников помощь оказывают и обычные люди, предприниматели.
– В таком маленьком городке, как Ряжск, все друг друга знают, все переживают сообща, с готовностью подставляют плечо в беде. Эта атмосфера взаимовыручки помогает решать многие непростые задачи. Всем миром, например, мы собрали к 1 сентября украинских детей, – рассказывает заместитель главы администрации Ряжского района по социальным вопросам Марина Вышегородцева.
Документы
И все же разместить, накормить, обогреть – это полбеды. Дальше людям надо устраивать свою жизнь. На этом этапе перед ними со всей остротой встают проблемы оформления документов и поиска работы.
Нередко бывает, что украинские граждане попадают в замкнутый круг: без документов на работу не устроиться, но их оформление стоит денег, которые беженцы заработать не могут. Из безвыходного положения может спасти только человеческое участие и доброта со стороны тех, кто по долгу службы или по зову души оказался рядом.
– Мы всячески помогаем, большую часть документов оформляем в кратчайшие сроки, – рассказывает заместитель руководителя ПВР, он же инженер по технике безопасности и охране труда техникума Владимир Оводов.
В миграционной службе Оводов уже настолько примелькался, что его шутя приглашают на работу. А кто-то из украинцев, постоянно путающий имена-отчества, называет его ни много ни мало «дедушкой». Дело в том, что в учебном заведении обучаются в основном подростки из категории детей-сирот, той, которую относят к трудным. Отеческое отношение к воспитанникам – одно из главных правил для всего преподавательского состава.
Рабочие места
В полную силу работает районный Центр занятости населения, в том числе с работодателями из Рязани. Более ста человек смогли найти работу на предприятиях района и областного центра: на Рязанском приборном заводе, ОАО «Тяжпрессмаш», фабрике «Красный Октябрь» и других. Несколько семей трудятся в СПК «Ряжский агроцентр»: руководитель хозяйства Александр Нечаев выделил им жилье, бытовую технику. Рабочие места предоставлены в ИП Сконникова, ООО «Ряжский погребок», ОАО «Ряжский авторемзавод», ООО «ПрофОдежда», на предприятиях торговли. Места для соотечественников нашлись и в социальной сфере района: медсестры, учителя, соцработника...
Часть же переселенцев, кого не устраивают местные вакансии, – а на труд в сельском хозяйстве, к сожалению, способен не каждый – ищут работу с помощью Интернета в других регионах России. Есть те, кто трудоустроился в Московской, Брянской, Воронежской областях. Но часто для людей бывает целой проблемой добраться до места назначения. Перемещения внутри страны оплачивает УФМС, но сперва надо подать заявление, которое рассматривается в течение двух недель. А какой работодатель будет ждать такое время? Вот и приходится администрации ПВР порой давать свои деньги на дорогу, чтобы человек успел к сроку.
– Четких инструкций на каждый конкретный случай, конечно, нет. Мы делаем так, как позволяет голова и совесть, – объясняет руководство пункта временного размещения.
Бывает, приезжают одинокие пенсионеры. Но здесь обстановка не для них: молодежь, шум, дети. Выходом для пожилых людей становятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов. В социальные учреждения региона устроили уже двух стариков с Украины. При этом людей сначала отвезли познакомиться с условиями и только после их согласия помогли со сбором документов.
С надеждой на возвращение
Кто-то из переселенцев прибывает в Россию на время. Обратно на Украину из Ряжска проводили уже более 20 человек. Ждет – не дождется возвращения пожилая супружеская пара – Ольга и Григорий Вергун, приехавшие из Луганска с внуком – 18-летним Михаилом. Он сейчас учится в Ряжском дорожном техникуме, но сильно скучает по родителям – оба остались на Украине, продолжают работать. На отъезде «старых и малых» в Россию настояла бабушка Ольга Сергеевна: не выдержали нервы.
– Очень опасно было оставаться, – рассказывает она. – Школа напротив горела, а мы бегали в нее в бомбоубежище. В последние дни воздушная тревога была по 16-18 раз в день.
Бежав, семья сперва оказалась в Ростовской области, в полевом лагере. Оттуда поездом в числе нескольких сотен соотечественников прибыли на Рязанщину. Приехали с тремя сумками: сухпаек, документы, летняя одежда. Осенние куртки им купили уже в ПВР. А зимнюю одежду привезла родня деда Григория – у него в Зеленограде племянники. О документах семья Вергун пока не хлопочет. Они живут надеждой быстрее вернуться на родину:
– Мы благодарны всем, кто здесь о нас заботится. Мы, конечно, понимаем, какая это накладка для России, чувствуем себя неудобно. А душа болит, ведь все наше осталось там.
Стать гражданином
Есть в ПВР и жильцы, планирующие прочно обосноваться в России. Мы идем в следующую комнату, где живет с семьей Татьяна Масленникова из Луганска. Она сейчас на работе – устроилась в ряжской средней школе № 2 учителем истории. Сын Дима – шестиклассник, он на занятиях. Дверь нам открывает глава семьи Вячеслав. В прошлом военнослужащий, шахтер, сейчас он инвалид, работать не может, так что следит дома за порядком.
– Когда детский садик разрушили в десяти метрах от нас, решили бежать. Собрались за десять минут, – вспоминает мужчина.
В Ряжске семья с августа. Стресс первых дней – позади. Вячеслав с благодарностью говорит о соцслужбе, всех людях, кто помог им обустроиться в ПВР. Здесь семью бесплатно одели и обули в новые вещи, бесплатно дают бытовую химию, до сих пор не сняли с питания, ведь у учительницы столько работы, что готовить физически некогда. Заболевание Вячеслава требует дважды в год проходить лечение в больнице. И здесь руководство ПВР не бросило: дали ему машину, водителя, который отвез его в ОКБ в Рязань, а потом привез обратно.
Теперь главная задача – получить российское гражданство. Сейчас у мужчины имеется свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Это официальный документ, который заменяет беженцам паспорт, дает право на бесплатное медицинское обслуживание. Но далее надо оформлять разрешение на временное проживание, а после шести месяцев пребывания в этом статусе подавать заявление на вид на жительство. У супруги же этот путь будет короче: она уже сдала экзамен на носителя русского языка и подала документы на вид на жительство. Пока не решится вопрос со статусом, семью никто из ПВР не выпроводит, заверили людей.
* * *
– Приезжали потерянные люди: печаль в глазах, и страх, и отчаяние. Они не знали, куда их привезли. Просили дать телефоны, чтобы просто позвонить своим родственникам, сообщить, что с ними все в порядке. А сейчас они, я бы сказала, уже полноценные жители Ряжска: прекрасно ориентируются в городе, знают, куда пойти, чувствуют себя здесь своими и строят планы на будущее, – говорит Марина Вышегородцева.
Если сперва работа с переселенцами велась в режиме ЧС, то сегодня вопросы решаются уже в ином, более спокойном формате. По общим подсчетам, всего в Ряжске обосновалось более 200 жителей юго-восточных областей Украины. Станут ли они обузой для бюджета или, напротив, дадут некий стимул развитию местной экономики – это зависит и от них самих, и от людей, которые встретятся им на пути.