В этом году белорусский режиссер Олег Жюгжда, покоривший рязанскую публику философским, глубоким спектаклем «…И наказанiе», поставил в театре кукол легкий, веселый водевиль «Снился мне сад в подвенечном уборе», премьера которого состоялась 7 марта.
Представление объединило в себе сразу четыре произведения А.П. Чехова: «Загадочная натура», «Драма», «Предложение» и «Медведь», которые связал любимый романс режиссера «Снился мне сад в подвенечном уборе». Эта композиция стала не только музыкальной канвой постановки, но и дала название спектаклю, невольно напоминая о знаменитом «Вишневом саде» и отражая главные темы водевиля – любовь и брак.
– Я люблю ставить знаменитые, если не сказать – избитые произведения, которые все знают практически наизусть. Мне нравится предлагать актерам сыграть классику несколько иначе, а зрителям взглянуть на нее под другим углом, – объясняет выбор материала Олег Жюгжда. – Антон Павлович Чехов – мой любимый драматург. Он предвестник театра абсурда: в несуразных ситуациях его персонажи творят массу глупостей, что делает их настоящими, живыми людьми. Этой реалистичностью мне и нравится Чехов.
Олег Жюгжда, как никто другой, умеет пользоваться всеми возможностями театра кукол для изображения абсурдности, гротеска и сарказма. Первый акт. «Загадочная натура». На сцене появляется гигантская кукла-манекен, управляемая сразу двумя артистками. С ней в дуэте в роли писателя Вольдемара – изящный и хрупкий Василий Уточкин. Широкая в прямом и переносном смысле натура дамочки просит увековечивания своих страданий в произведениях молодого писателя. Детство в нищете, брак по расчету со старым генералом, вдовство. Дама волочит Вольдемара по хитросплетениям своей судьбы, и перед зрителями разворачивается обратная ситуация: уже не человек управляет куклой, а кукла – человеком. Яркий контраст личностей приобретает еще большую четкость, когда на сцене в роли старого мужа появляется крошечная кукла, которая буквально ходит по пышным формам своей бывшей женушки.
И без того тонкий и острый юмор Чехова Олег Жюгжда оттачивает такими трюками и нестандартными ходами в каждой части спектакля. Безусловно, в этом ему помогают рязанские артисты. Своей точной мимикой, естественными интонациями они заставляют зрителей смеяться, рукоплескать, задумываться о чем-то высоком. Практически у каждого актера в спектакле несколько ролей. Так, Валерий Рыжков, сыграв нерешительного Ломова в «Предложении», после антракта перевоплощается в графоманку Мурашкину из «Драмы». Только одно появление актера в образе псевдописательницы, замучившей своей бездарной драмой литератора Павла Васильевича, приводит зал в восторг.
– Я сразу согласился на эту роль, потому что она для меня так же знакова и интересна, как, например, роль Чацкого из произведения Грибоедова «Горе от ума». Мурашкина очень яркий герой. Она женщина-мужчина, которая, несмотря на отсутствие таланта, ставит себя наравне с Павлом Васильевичем и пышет писательской энергией, – рассказывает Валерий Рыжков. – Таких персонажей, много думающих о себе, но на самом деле ничего не значащих, очень много и в реальной жизни. Нам эти личности кажутся пустыми и бессмысленными, но на самом деле они очень опасны, потому что могут своим вампиризмом убить человека.
Действительно, за каждой комичной ситуацией А.П. Чехова стоит злободневная проблема общества. Зритель, смеясь над глупостью героев, нет-нет да и задумается о себе и своей жизни.
– «Снился мне сад в подвенечном уборе» – настоящая весенняя постановка, очень забавная. В ней много нестандартных интересных ходов, которые поражают воображение. После посещения театра у меня поднялось настроение. При этом я успела не только вдоволь посмеяться, но и немного пофилософствовать. Например, казалось бы, комическая ситуация со вдовой, которая нарочито страдает после смерти мужа вот уже седьмой месяц и не выходит из дома, заставила меня задуматься о том, а как бы я поступила на ее месте: стала бы хранить светлую память, пусть и неверного супруга, или начала бы новую жизнь, – поделилась впечатлением о спектакле студентка Элина Хадеева.
Вот такой многогранной получилась вторая совме-стная работа белорусского режиссера Олега Жюгжды и Рязанского театра кукол.
Анна Добролежа