Неподалеку от села Красный Угол примерно в 20 километрах от Сапожка одиноко высится могучий дуб. Зимой его окружают бескрайние заснеженные поля, летом – море золотистой пшеницы. Возраст дерева, по разным оценкам, насчитывает 400-450 лет, и значит, оно появилось раньше первого упоминания Сапожка в писцовых книгах 1627 года.
Богатырь пустил корни возле неподъемного валуна, когда-то принесенного сюда с далекого севера громадой ледника. Неподалеку бьет прозрачный ледяной ключ, называемый в народе «Филиппов родник» по имени легендарного отшельника, который будто бы некогда жил в этом совершенно безлюдном месте. Древний исполин на берегу речки Пожвы называется «сторожевым дубом». Он чудом сохранился с тех далеких времен, когда на окраине Дикого поля дежурили русские конные дозоры, обязанные «стояти в тех местах, которые б места усторожливые, где б им воинских людей мочно усмотрети». Давным-давно границы России раздвинулись на тысячи километров, где их сегодня надежно охраняют несравненно более сильные и зоркие современные дозоры. А сторожевой дуб все стоит, до сих пор поражая своей суровой мощью. Среди полей к нему протоптана тропинка, которая никогда не зарастает быльем. Люди приходят поклониться этому великану и испить чистой воды из родника.
Общение со временем
Сотрудники Сапожковского краеведческого музея регулярно проводят культурно-познавательные экскурсии по достопамятным местам района. Взрослые знатоки отечественной истории и школьники посещают захоронение участника русско-японской и Первой мировой войн, изобретателя миномета генерал-лейтенанта Л.Н. Гобято в селе Морозовы Борки, где в его честь установлен памятник возле Покровской церкви 1817 года постройки; Троицкий храм (1761 г.) в с. Красное, под сводами которого покоятся останки пяти представителей знатного русского рода Остерманов-Голицыных (здесь в склепе похоронен и герой Отечественной войны 1812 года А.И. Остерман-Толстой); родовое имение Остерманов-Голицыных в с. Красный Угол, где стоит церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в стиле екатерининского классицизма в 1782 году стараниями и на средства графа Федора Андреевича Остермана; скит святого заступника всей Руси преподобного Сергия Радонежского (подворье Данилова мужского ставропигиального монастыря г. Москвы) в селе Кривель, другие примечательные объекты исторического и культурного наследия и, конечно же, знаменитый сторожевой дуб.
Директор Сапожковского краеведческого музея Елена Добычина рассказывает: «В век Интернета, из которого можно почерпнуть любую информацию, люди приходят в наш музей, в это хранилище народной памяти, «общаться со временем», бездонную глубину которого можно почерпнуть только из первоисточников. А дети у нас здесь впервые осязаемо и духовно соприкасаются с давно ушедшими в неизмеримую даль истории предками».
На первом этаже музея, расположенного на центральной улице Сапожка в здании, построенном в середине XIX века, выставлена экспозиция, особенно любимая школьниками, для которых здесь проводятся уроки, оставляющие яркий отпечаток в их памяти. Разве забудешь найденные на территории района артефакты эпохи неолита, искусно изготовленные жителями этих мест: острые кремневые ножи, филигранно выделанные наконечники копий, скребки, чисто отшлифованные топоры. Здесь можно познакомиться с интерьером русской избы, орудиями труда и быта крестьян 18-19 веков. Многие дети впервые узнают в музее о значении слов «лучина», «ухват», «коромысло», о том, что значила русская печь в жизни народа, с удовольствием в игровой форме «топят» ее, «варят» щи и пшенную кашу. А горячие блины едят самые настоящие.
Детали и причуды истории
Для взрослых любителей истории экспозиции Сапожковского музея не менее интересны. Его фонды насчитывают около пяти тысяч единиц хранения и обладают значительным количеством произведений древнерусского искусства иконописцев, резчиков, кузнецов, златошвеек, множеством подлинных предметов, изготовленных и бывших в повседневном употреблении в прошлых столетиях. Бережно хранятся фотоматериалы с кадрами из кинофильма «Бабы рязанские», снятого в Сапожке в 1927 г. по сценарию О.П. Вишневской, уроженки Сапожка, дочери местного земского врача П.П. Стаханова. В фондах редких книг имеется «Книга Марсова или воинских дел» 1766 года, богослужебные фолианты XIX века, архив Сапожковской художественной студии 1918–1920 гг.
Вместе с Еленой Александровной по крутой старинной лестнице поднимаемся на второй этаж. Она с гордостью показывает вывешенную на видном месте рукописную карту уезда и генеральный план застройки города, утвержденный лично Екатериной II в 1780 году. Улицы разбиты перпендикулярно и параллельно друг другу, объединяясь в геометрически правильные кварталы. Сапожок официально стал административным, экономическим и культурным центром огромного уезда, в который входили земли нынешних Сапожковского, Сараевского, Путятинского и Чучковского районов. В 1913 году в уезде жило без малого 228 тысяч человек.
– В конце XVIII века в городе было построено пять каменных храмов. В 1820 году открыта первая в уезде больница, в 1816-м – духовное училище, с сентября 1868-го начались занятия в высшем земском мужском училище с трехгодичным сроком обучения, которое готовило учителей для начальных школ. В начале XX века появились каменные двухэтажные особняки, большинство из которых сохранено по сей день, и Сапожок превратился в типичный купеческий городок, – говорит Елена Добычина, сопровождая рассказ демонстрацией уникальных старинных фотографий, документов и артефактов.
– Вот «волшебный фонарь», предшественник современного слайд-проектора, работавший на свече или лампаде, – показывает она мудреное сооружение с трубой, – а это похвальные листы, которые выдавались учащимся сто лет назад, вот фотографии преподавателей нашей гимназии вековой давности. В 1918 году, в самые тяжелые годы Гражданской войны и разрухи, – продолжает она, – ученик знаменитого Репина Захар Степанович Шмелев создал в Сапожке художественную студию, которая просуществовала два года. Его воспитанники затем работали в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Вот любопытная работа известного скульптора-реставратора из Эрмитажа Петра Ивановича Перова.
Небольшая скульптура, изображающая красавицу с чувственным лицом, называется «Полет души». Оказывается, ее прототипом послужила комиссар летучего отряда чекистов, весьма жесткая, если не жестокая, революционерка, в которую талантливый художник был безумно и страстно влюблен.
Второе рождение
Именно на базе художественной студии в 1920 году главный врач уездной больницы и член губернского Общества по изучению рязанского края Павел Петрович Стаханов в 1920 году создал первый Сапожковский краеведческий музей, основу которого составили собранные им артефакты геологии и палеонтологии, а также художественная коллекция, переданная ему студией. В 1926 г. он стал организатором раскопа места уникальной находки, а затем сборки и описания скелета гигантского оленя, который ныне находится в экспозиции Московского музея палеонтологии Академии наук России. Увы, его детище было упразднено в 1956 году, а значительная часть коллекций передана в музеи Москвы, Рязани, Касимова и Загорска. Е.А. Добычина с уважением показывает «уголок Кузнецова», посвященный жизни и деятельности историка-краеведа, ветерана Великой Отечественной войны и Почетного гражданина Сапожковского района Ивана Андреевича Кузнецова, автора трех книг по истории и краеведению. Именно благодаря ему музей получил второе рождение и вновь распахнул свои двери 7 января 1988 года. Увы, 2015 год для музея начался с огромной потери – именно 7 января Иван Андреевич Кузнецов умер, не дожив полгода до своего 90-летия.
Особое место в музее отведено ратным подвигам земляков. Нет цены вещественным, документальным, наградным материалам, рассказывающим о вкладе в Великую Победу сапожковцев. Обращают на себя внимание фотографии, присланные родным с фронта.
Сапожковский район – родина девяти Героев Советского Союза и одного Героя России.
Миссия
Слово «миссия» происходит от лат. missio – «посылка, поручение». Сотрудники Сапожковского краеведческого музея, по сути, передают посыл из прошлого в будущее и видят в этом свою миссию. Сторожевой дуб молчаливо напоминает, что без воспитания трепетного отношения к своим корням невозможно сохранить для потомков нравственное и культурное пространство, которое является нашей средой обитания. Если она изменится, мы исчезнем или станем совсем другими. На суше рыба погибает или превращается в нечто земноводное. Свою среду обитания надо оберегать, как родной дом. Истинная история, по сути, самый верный и прочный фундамент строительства и укрепления национального самосознания. В музей ходят за правдой, и только он дает роскошь общения с оригиналом, потому что это не подделка и не виртуальная страшилка. На примере украинских соседей мы мучительно наблюдаем кровавые результаты извращения исторической правды. Именно с массовой дезинформации и регулярных инъекций исторической лжи в смертельных дозах началось чудовищное помутнение общественного сознания многих миллионов людей, деды и прадеды которых сложили головы в смертельной схватке с нашим общим врагом – фашизмом. Поэтому давайте не забывать о своем «сторожевом дубе», о своих глубоких корнях. Потому что верно сказано: сила – в правде. У кого правда, тот и сильней.