– Сначала мы занимались в разных аудиториях, – рассказывает фотохудожник, – своего помещения не было. Точнее, была малюсенькая комнатенка, лаборатория Евгения Каширина, в ней остались плёночные камеры и аппаратура для аналоговой фотографии. Директор училища Василий Колдин хотел, чтобы появилась хорошая студия. Летом посмотрели аудитории, я выбрал большую – ведь нужна была «темная комната». Наряду с цифровой фотографией обязательно нужно учить основам аналоговой: плёночная фотография – это принципиально другой подход к фотоделу.
В сентябре 2008-го мы пришли в пустую аудиторию, имея только старую (но хорошую) аппаратуру для аналоговой фотографии, старый софит, мою камеру да «мыльницы» ребят... И тут надо сказать спасибо директору – он добился выделения средств на оборудование студии (приближалось 90-летие училища). В октябре-ноябре мы получили фоны, зеркальные камеры «Никон», всю линейку оптики, приличный компьютер, большой монитор, принтер, сканер. Гордость студии – профессиональный совмещенный свет: постоянный и импульсный. В принципе, у нас есть почти всё для профессиональной работы.
– Почему вы пришли в училище?
– Мне интересно преподавать – я двенадцать лет работал в школе. А учить фотоделу – вдвойне интересно. С возрастом опыт, знания нарабатываются, надо их передавать. Я сталкиваюсь с тем, что вещи, которые кажутся мне очевидными (поскольку выстраданы кровью и потом), для студентов сложны.
– В чём ваша основная задача?
– Здесь есть своя специфика. Главная задача не в том, чтобы все научились фотографировать на высоком художественном уровне, а в том, чтобы студенты знали, какие требования предъявляются к фотографии. Как достичь хорошей резкости, освещённости, разрешения – какой техникой, какой оптикой и т.д. Работа современного дизайнера, большей частью, связана с цифровыми материалами. Сейчас фотография интегрирована в инсталляции, живопись, графику… И в рекламе без неё никуда. Если человек не представляет, как создавалась фотография, при каких условиях, какие технические требования должны к ней предъявляться, он не сможет грамотно с ней работать. Дизайнер должен знать больше, чем фотограф, который приносит снимки... Мы занимаемся портретной, предметной, репродукционной съёмкой, компьютерной обработкой.
– Многие ли занимаются художественной фотографией?
– Сейчас со всего курса (а это три группы, более тридцати человек) серьёзно занимаются фотографией, мыслят фотографически человек пять… Мы договариваемся, я прихожу в своё свободное время, они работают, снимают. И в прошлом году, на другом курсе было так же.
Многие студенты фотографируют. Но одно дело – взять камеру и бегать с ней, развлекаться, а другое – постигать фотодело на профессиональном уровне, изучать ремесло. Ремесло – постановка, обработка, печать снимков, отбор, подготовка к выставке – скучно и сложно. Легче снять что-то, сразу выложить в Интернет, «в контакте», и получить восторженные отклики друзей. Кто-то жалуется, что у него нет хорошей камеры…Но у меня была студентка, которая древней мыльницей делала замечательные снимки.
Увлечённые фотографией выпускницы прошлого года создали дипломные работы на основе фотосессий. Съёмка была театрализованная – они работали и за режиссёра, и за костюмера, и за гримёра. Я помогал только на первом этапе, студентки всё выполняли сами – и в студии, и на улице. Даже свет ставили. Они и сейчас приходят, мы смотрим их работы…
– А каковы планы, перспективы?
– У меня есть мечта. В Рязани сложилась достаточно уникальная ситуация, которой нет во многих других городах. У нас много фотографов высокого уровня, много выставочных площадей, несколько учебных заведений, которые готовят художников. Хорошо было бы создать на базе училища отделение, которое готовило бы фотографов. Такие государственные учебные заведения есть только в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе (остальное – частные школы). А пока на базе студии училища можно организовать курсы фотографии для всех желающих.
Директор художественного училища, заслуженный работник культуры Василий Колдин:
– Сейчас в мире нет узкой специализации – живопись, рисунок, скульптура, архитектура; всё интегрировано, и фотография в том числе. Фотографией занимаются не только фотографы-профессионалы, но и художники время от времени. Сегодня человек делает фотоэкспозицию, завтра – графическую, а послезавтра использует фотографию в своих графических вещах.
Фотографию художники-станковисты использовали со времён её возникновения, она повлияла на ход развития изобразительного искусства. Уже Врубель напрямую использовал её в своих работах, а тем более сейчас, в современном мире… Поэтому для меня фотостудия, фотошкола – это неотъемлемая часть всего учебного процесса. Мы должны дать студентам возможность освоить фотодело в полной мере. Это один из инструментов и в профессиональном искусстве, и в творчестве.