Человек, который хочет купить не пальто за 5 тысяч рублей, а квартиру за 5 миллионов, также рассматривается Гражданским кодексом как потребитель. А если он знает свои права, то ведает и о «камушке», о который может споткнуться недобросовестная строительная компания.
Качество жилья определяется совсем не его наличием как таковым и внешним лоском, который наводят перед продажей, а очень длинным перечнем выполненных работ. Этого требуют различные стандарты и нормативы. Но нередко застройщики в погоне за повышением рентабельности своего бизнеса «упускают» разные, по их мнению, «мелочи». А поскольку большинство покупателей квартир не являются профессиональными строителями, то обмануться им несложно. Так было с гражданкой М. Она купила квартиру на Народном бульваре в Рязани. После того как ее семья справила новоселье, обнаружилось, что в квартире, кроме них, «проживает» всем хорошо известный «генерал Дубак». Стены в новостройке промерзали, ребенок постоянно болел. Отважная женщина решила не жаловаться на жизнь куда-то в пространство, пожаловалась куда следует. Первый «блин» оказался комом: в ответ на претензии в адрес ТСЖ руководство строительной организации парировало официальными цифрами. По ним выходило: температура воды в батареях высокая, как положено, так что тепло в квартире обязано быть. А жалобы на холод – это, мол, фантазии жильцов. Но юристы рязанской Ассоциации защиты прав потребителей «Человек», куда обратились новоселы, напротив, привыкли доверять не батареям, а своему опыту. Он же подсказывал, что с домом дело неладно, и требуется мнение специалистов. После проведения независимой экспертизы все стало понятно: в доме просто изначально не было проведено утепление внешних стен. Неудивительно, что система отопления в итоге работала вхолостую.
– В последние год-полтора количество жалоб на качество новостроек вышло на прочное второе место после претензий к услугам ЖКХ, – рассказывает председатель Рязанской ассоциации защиты прав потребителей Олег Попов. – В 2009 году были приняты строительные нормы, которые обязывают всех тех, кто возводит многоквартирные дома под заказ или на продажу, в обязательном порядке утеплять их специальными панелями внутри или снаружи. Это снижает теплопотери, улучшает микроклимат, не говоря уже о энергосбережении. Но ряд застройщиков игнорирует эти требования, хотя если нет утепления, то квартиры промерзают.
Эксперты подсчитали: только на то, чтобы сделать утепление одной квартиры и отремонтировать интерьер, поврежденный промерзанием, конденсатом и плесенью, надо несколько сотен тысяч рублей. Строительная организация, возводившая дом, на претензии в письменном виде ответила глухим молчанием. Потом был суд и радость для истцов: вердикт был в их пользу. Суд заставил недобросовестных строителей выплатить добросовестным покупателям квартиры компенсацию за ремонт квартиры, лечение ребенка и траты на утепление. Строительная организация также должна была оплатить расходы на привлечение независимых экспертов, которые и обнаружили проблему. Но на этом наказание рублем не закончилось. Ко всему прочему, строителей оштрафовали «за нарушение добровольного порядка удовлетворения прав потребителя» до суда. Судьи в таких случаях автоматически накладывают штраф. Особой строкой шла компенсация морального вреда. Тут начинается самое интересное для простого потребителя. Суд принуждает ответчика возместить моральный ущерб деньгами, если в заседании установлен факт нарушения прав потребителя. При этом судья определяет сумму компенсации за истрепанные нервы вне зависимости от стоимости товара или услуги, которые были некачественными. Даже если формально дело «на копейку», а моральных и физических страданий было много, то сумма возмещения по этой линии может стать основной. Все это согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении гражданскими судами дел по спорам о защите прав потребителей». Конкретно об этом говорит пункт 45 данного нормативного акта.
Остается добавить, что гражданка М. решила проблему не только для себя, но и для всех своих соседей по дому: строители после судебного процесса стали проводить утепление всего здания.