15 марта весь мир отметит Международный день защиты прав потребителей. Главным государственным органом – защитником потребителей в нашем регионе является управление Роспотребнадзора по Рязанской области. На проведенной пресс-конференции руководитель управления Лариса Сараева отчиталась о проделанной за прошлый год работе и рассказала о планах на будущее.
В 2015 году Международная федерация потребительских организаций призвала всех сосредоточиться на обеспечении потребителей всего мира качественным и здоровым питанием. Продукты на прилавках и все, что с ними связано, стали основной темой на пресс-конференции. В прошедшем году специалисты Роспотребнадзора провели более 15 тысяч проверок, из них 1211 – на предприятиях. Забраковано было 885 партий продуктов, которые находились на разных стадиях пути к покупателю – от складов до стеллажей в торговых залах. Общий вес не допущенной в продажу еды составил более 9 тонн. Основные нарушения – некачественная маркировка и истекший срок годности продуктов. Отдельной строкой шло противодействие ввозу на территорию области и реализации фруктов из Европы, которые попали под ответные санкции. Осенью перехватили 3 партии польских яблок и арестовали 3 тонны мандаринов без документов на одном из складов. Общие показатели по региону не хуже, чем в среднем по стране, но борьба с недобросовестными производителями продуктов питания и торговцами продолжается. По словам специалистов, питание рязанцев продолжает оставаться не слишком сбалансированным. Люди по-прежнему не знают, как грамотно сформировать свое меню, чтобы не толстеть и не нагружать печень транс-жирами. На столах рязанцев редко появляются свежие овощи и фрукты, а также рыба. Зато мясные полуфабрикаты, макароны и мучные изделия потребляются «на ура». А именно такие продукты и ответственны за лишний вес. По-настоящему правильно питаются единицы. Главная проблема состоит в недостаточной потребительской грамотности. Люди не знают, как их интересы охраняет закон о защите прав потребителей, и не умеют им пользоваться. В этом причина большого количества нарушений в торговле. Практика показывает, что при малейшем намеке на то, что покупатель товара или услуги знает закон, недобросовестный продавец, как правило, тут же компенсирует весь нанесенный ущерб. Меняет товар на качественный да еще приплачивает сверху, только чтоб не было лишнего шума. Но так бывает только в одном из ста случаев. Впрочем, уже озвучен ряд предложений по массовому обучению населения методам отстаивания своих прав. Ряд экспертов предлагает обучать потребительской грамотности, начиная с детского сада.