Такой вывод сделали участники разговора за «круглым столом», прошедшем в главной библиотеке региона. О том, как повысить туристическую привлекательность Рязанской области, говорили работники профильного министерства регионального Правительства, руководители музеев, представители туроператоров, директора гостиничных комплексов.
По словам министра культуры и туризма Рязанской области Виталия Попова, на рынке внутреннего и въездного туризма в последние годы наблюдается оживление. Отчасти это связано с введением против России западных санкций. А по большей части с тем, что приходит понимание: развитие внутреннего и въездного туризма может существенно увеличить экономический потенциал государства.
– Люди стали меньше ездить на заграничные курорты и отдыхают внутри страны, в том числе и в Рязанской области, – говорит Виталий Попов. – В 2014 году поток туристов в регион вырос на 30 процентов и составил 285 тысяч человек в год. Высокий потенциал региона в развитии сферы туризма отметил и недавно посетивший Рязань руководитель федерального агентства по туризму Олег Сафонов. Но мы считаем, что проблем пока еще гораздо больше, нежели успехов.
Один из главных вопросов, требующий четкого понимания: зачем туристы городов России и иностранных государств должны приехать в Рязань? Общая точка зрения свелась к тому, что региону нужен свой туристический бренд, которого пока нет. Им может стать Константиново, но для этого нужно не только въездную зону в порядок приводить. Кстати, подвижки уже есть. Музей разработал программу привлечения туристов на выходные и теперь в течение всего года на родине Есенина многолюдно. Событийные фестивали пока еще не дотягивают до того, чтобы на них туристы со всей России приезжали.
На «круглом столе» прозвучало, что для привлечения гостей нужно не только создавать качественный туристический продукт, но и менять внешний облик (часто унылый пока еще) населенных пунктов, и областной центр исключением, к сожалению, тоже не является. Необходимо чистить от грязи улицы, строить дороги. И туалеты. Туроператоры жаловались министру на то, что на пути автобусной экскурсии до Касимова туристов на санитарную остановку в чистом поле высаживают. Туалеты даже не во всех музеях есть.
Слабое звено в туристическом бизнесе – профессиональная подготовка экскурсоводов. Предложено готовить их по специальным программам в рамках работы университета выходного дня в РГУ. В Рязани не хватает наружной рекламы о самом городе. В гостиницах отсутствует информация об объектах туризма. В этих условиях особую значимость приобретает работа туристского информационного центра (ТИЦ) Рязанской области. Где он расположен, пока даже из рязанцев мало кто знает. ТИЦ год отработал в тестовом режиме, располагаясь в Доме Салтыкова-Щедрина. Теперь он займет свое место на Почтовой. Начались в Рязани и работы по туристической навигации.
В реставрации усадеб подвижки пока небольшие. По словам министра Виталия Попова, на реставрационные работы необходимы крупные суммы денег.
– На протяжении десятилетий многие памятники разрушались, ими никто не занимался, и быстро привести их в порядок не получится, – заключил Виталий Попов.
Главное, что уже неоднократно звучало, – развитие туризма в регионе должно стать заботой не только тех, кто непосредственно причастен к этой сфере, но и всех рязанцев. Только тогда мы сможем сделать Рязанскую область привлекательной для гостей.