20:18 МСК
Вторник
06 / 12 / 2022
1624

Без стиха – ни шагу

В произведениях Вероники Долиной заключена грустная философия сильной женщины

В камерном зале областной филармонии известная российская поэтесса, бард Вероника Долина представила рязанцам новую книгу – «Цветной бульвар». В нее включены не только стихи, но и баллады, новеллы в стихах. Все эти произведения написаны за последние два года.

Вероника Долина –
автор более пятисот песен, лауреат литературной премии «Венец». Родилась в Москве, окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, получив профессию учителя французского языка. Некоторое время работала в библиотеке, затем – в редакции специализированного журнала. С 1971 года начала писать песни и исполнять их, аккомпанируя себе на шестиструнной гитаре. В 1976 году стала участницей и призером конкурса авторской песни, в жюри которого был Булат Окуджава. С тех пор Вероника Долина начала много выступать не только в России, но и за рубежом. В 1986 году вышел ее первый диск, в 1987 году в Париже – сборник ее стихов. На сегодняшний день она издала 19 поэтических книг, 9 виниловых дисков, 24 компакт-диска. У Вероники Долиной четверо детей, семь внуков. 

Вероника Долина создала в книге свой поэтический образ Москвы, преломляя характер героини, живущей в столице, через свое «я».


Замело и Мюнхен, и Чикаго.

Лыжи, санки, горка и каток.

Пусть Москва припудрится чуток.

Пусть ее причешет частый гребень,

Ведь без слез смотреть уж не могу…

…У Москвы свои и Босх, и Брейгель.

Человек заметней на снегу.


В Москве много бульваров, и практически каждый из них нашел отражение в новой книге. В ней есть небольшие главки, которые так и называются – «Сретенский бульвар», «Страстной бульвар», «Покровский бульвар», «Рождественский бульвар».


– Я очень люблю Сретенский бульвар, он для меня самый родной, я гуляла по его дорожкам, будучи еще маленькой девочкой, – говорит Вероника Долина.

Тверской – жемчужина в кольце бульваров столицы, здесь расположены ведущие театры страны. На Никитском бульваре находится дом-музей Николая Васильевича Гоголя, а на Гоголевском – памятник великому писателю. Бульвары – это своеобразные фонарики столицы, которые светят разными огоньками, и каждый из них занимает определенное место в истории Москвы и в жизни самой поэтессы.

В стихах Вероники Долиной заключена грустная философия сильной женщины. В ее поэзии нет пейзажистики.

Книга «Цветной бульвар» в очередной раз доказывает, что ее автор не умиляется радостью бытия, а наоборот, живет нелегкими заботами своей героини, которая страдает порой от духовного непонимания близких людей. Вероника Долина показывает сложный, иногда противоречивый и нелогичный мир женской души:

Что делает со мной Москва?

Да голову снимает.

Зачем моя мне голова –

семья не понимает.

Семья не смотрит на меня,

но фыркает смешливо.

Что ни скажу – одна фигня.

А я – неприхотлива.

А я себе не госпожа,

хотя и не служанка.

Свернулась ежиком душа –

в полосочку пижамка.

С трудом хожу, с трудом лежу,

и есть, и пить мне пресно.

Едва вожу свою «пежу».

Мне все неинтересно.

Терплю и хаос, и террор –

по признаку и знаку,

И все же вывожу

во двор дрожащую собаку.

Как рассказала во время интервью рязанским журналистам Вероника Долина, в последнее время она стала писать стихи и песни практически ежедневно. В результате накопилось огромное количество произведений, можно хоть каждый год новую книгу издавать.

– Поэтические строки, если образно говорить, растут у меня как растения, они извиваются по окнам, свисают с потолка и требуют от меня только капельку сосредоточенности, – говорит Вероника Долина.

Ну что погода?

Я же пилигрим.

Мне дождь как солнце.

Без стиха – ни шагу.

Перо отточим,

рифму заострим.

Вставай, Планше,

Давай сюда бумагу…

Вероника Долина пишет в классической манере русского стихосложения о том, что сама пережила:

Все подросли.

Все выросли в семье.

Какой-то ужас –

все, одновременно.

И что ж теперя, что ли, о себе

Подумать, что ль, коленопреклоненно?..

Все справились с задачей.

Только я…

Все хлюпаю, не выучив уроки…

Они успели. Даже колотья

В боку – не наступили сроки.

Глубоко личные чувства, душевные искания и порывы поэтесса облекает в художественную форму и делает всеобщим достоянием:

Зачем я так бездарно устаю,

Как будто ежедневно узнаю

Такое что-то… что не стоит знать,

Чтобы себя саму не проклинать,

Чтоб, искупав дитя, создать ночлег…

И, почитав, уснуть как человек.

03-18-46 Вероника Долина: – На мой взгляд, времена настоящей авторской песни давно прошли, она совершенно не та, какой была раньше, скажем в 60-70-е годы двадцатого столетия. Хотя уже тогда казалось, что время петь под гитару постепенно заканчивается. Одной из главных причин стало самодовольство, захлестнувшее бардов в конце 80-х годов. Это и помешало формированию профессионализма авторов-исполнителей. Самодеятельность осталась самодеятельностью. Профессии камерного певца, которого на Западе почетно называли сингер-сонграйтером, у нас нет и практически не было. Многие в своем творчестве пытались раскрыть темы подворотни, советской юности. Подобные тексты дополнялись вторичными мелодиями. И этого вполне хватало, чтобы как-то утешить публику, а человеку с гитарой остаться довольным собой. Эпоха Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Новеллы Матвеевой, Юлия Кима и других ярких индивидуальностей, которые задавали тон бардовской песни, канула в лету и, к сожалению, не получила продолжения в следующих поколениях авторов-исполнителей. Как это ни печально, но, мне кажется, у бардовской песни нет будущего развития, потому что сегодня у авторов пока нет хорошего материала.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 47 (4841) от 20 марта 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Автографы рязанцев на рейхстаге
Книжные новинки
Читайте в этом номере: