Многие сейчас связывают активное развитие внутреннего и въездного туризма в стране с санкциями Запада. Дескать, курсы валют поменялись, и теперь на заграничные курорты ехать не по карману, вот и призывают народ отдыхать дома. Даже акции придумали под названием «Отдыхай дома». И в Рязани такая акция с участием регионов Центрального федерального округа пройдет в конце апреля.
На самом деле, санкции здесь ни при чем. Многие мои знакомые даже и в мыслях не допускают, что курорты испанского побережья или Средиземноморья теперь для них недоступны. Люди готовы платить за цивилизованный отдых любые деньги. Причина проблем в туристическом бизнесе, на мой взгляд, в другом. Все началось гораздо раньше введенных санкций.
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» была принята в апреле 2011 года, то есть за три с половиной года до санкций. Причина появления целевой программы в том, что федеральные власти поняли – на туризме можно зарабатывать большие деньги. Туристическая сфера широка. Раньше ее ассоциировали с группой людей, путешествующих с рюкзаками по стране. Это тоже туризм, но несколько иного рода. Сейчас понятие «туризм» рассматривается, прежде всего, как туристический бизнес.
Посетивший недавно Рязанскую область глава Ростуризма Олег Сафонов говорил о том, что туризм – бизнес не долгосрочный, а начинающий приносить прибыль в режиме online. Деньги, вложенные туристами в эту сферу, начинают работать мгновенно и тут же приводят в действие более 50 отраслей экономики. Строятся современные отели, рестораны, дороги, начинают активнее работать музеи, транспортная инфраструктура меняется, преображаются ранее заброшенные рекреационные территории, которые теперь дают миллионные прибыли в бюджеты всех уровней.
Развлекательный центр «Окская жемчужина» с современной гостиницей «Берега» и аквапарком «Горки» построен там, где рос бурьян, в заброшенном поле рядом с селом Поляны Рязанского района. Этот объект входит в туристско-рекреационный кластер «Рязанский» – главный инвестиционный проект региона в части реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Так вот, за два года уже возведенные объекты кластера дали в бюджеты 95 миллионов рублей в виде налогов.
Развитие туризма в регионе – это еще и толчок развитию малого и среднего бизнеса. Раньше предприниматели испытывали немалые трудности с оформлением проектно-сметной документации на строительство объектов туризма. С реализацией программы взаимоотношения государства и бизнеса развиваются в формате государственно-частного партнерства. Вопросы инженерной инфраструктуры берет на себя государство, а непосредственно объекты туристической сферы возводят предприниматели. И всем от этого хорошо. И те, и другие – в прибыли.
Туризм позволяет менять к лучшему имидж региона. Рязанский портал ryazantourizm признан профессиональным сообществом одним из лучших интернет-ресурсов в России. На интернет-страницах портала в иллюстрированной форме рассказывается о туристическом потенциале региона, который привлекает внимание не только туристов.
Четыре населенных пункта Рязанской области – Касимов, Скопин, Шилово и Шацк – вошли в проект «Настоящая Россия» (всего в проекте 40 малых городов России). Суть его в том, что группа столичных журналистов инкогнито приезжает в город, селится в гостинице, посещает музеи, обедает в местных ресторанах, общается с жителями. Таким образом выясняется реальный туристический потенциал территории. Спустя время журналисты приезжают уже открыто и с представителями власти и турбизнеса анализируют ситуацию. Главное здесь в том, что потом в течение года участники проекта помогают налаживать людям туристический бизнес.
Смотря на все эти процессы, происходящие в развитии туризма, активнее становятся и жители города Рязани. Раньше они редко посещали уникальные музеи, а теперь экскурсии по рязанским достопамятностям проводятся каждую субботу. Рязанцы уже по-новому могут взглянуть на свой город. И полюбить его. А когда любишь, непременно сделаешь свою малую родину краше и богаче.