Открываю семейный фотоальбом, где с пожелтевших карточек смотрит молодой красивый парень с бесстрашными глазами и непокорной волной волос. И сегодня, в свои 89 лет, Дмитрий Николаевич Бобков помнит события и мельчайшие эпизоды той войны. И волна волос осталась, только время посеребрило ее сединой.
Дмитрий Николаевич – парень из сельской глубинки, из обычной многодетной семьи, прошел в армии путь от сержанта, командира пулеметного расчета до полковника, преподавателя Рязанского десантного училища.
Он родился 11 ноября 1925 года в деревне Малое Ухолово Рязанской области. Дмитрий был седьмым ребенком в семье. Всего же детей было девять: семь мальчиков ( Александр, Анатолий, Михаил, Василий, Иван, Дмитрий, Борис) и две девочки – Елизавета и Юлия. Пятеро из ребят воевали во время Великой Отечественной войны, двое – Александр и Михаил – погибли на войне.
Отец, Николай Андреевич, был мастером на все руки, всякая работа у него спорилась: в молодости был портным, потом работал кровельщиком в колхозе, по воспоминаниям детей, был лучшим косцом. Мать, Зинаида Ефимовна, была неграмотна, занималась детьми и хозяйством. Уже в 15 лет Дмитрий мог делать все сельскохозяйственные работы: пахать, боронить, сеять, молотить, косить, перевозить на упряжке.
Дмитрий Бобков закончил 4 класса в своей деревне, затем продолжил образование в средней школе в Ухолове. В 1941 году он окончил 8 классов. Учился отлично, особенно любил математику, физику, химию. Однако продолжить образование ему удалось только после окончания войны. В 1950 году Бобков окончил среднюю вечернюю школу в Каунасе. Однако в военную академию его все равно не приняли, так как брат Анатолий во время войны был в плену.
Но вернемся к началу войны. В 1942 году школа в Ухолове закрылась, в ней разместили госпиталь. А вскоре Дмитрию пришла повестка в армию. Его направили учиться в Чкаловское пулеметное училище. Через полгода, по окончании училища, ему было присвоено звание сержанта, он был направлен на формирование 3-й танковой армии в качестве командира пулеметного расчета. Под Тулой, неподалеку от толстовской Ясной Поляны, формировалась 70-я мотомехбригада. Вскоре она была направлена на передовую.
После Курской битвы последовало наступление на левобережье Днепра с боями разной интенсивности. Все-таки наша армия тогда уже превосходила противника. Форсировали Днепр в районе с. Букрино, потому и плацдарм назвали Букринским. Переправлялись ночью на простых лодках местных жителей, потом навели переправу. Противник не встретил их огнем, потому что наступление было внезапным.
Дважды Бобков участвовал в больших наступлениях наших войск при освобождении Киева. Обычно наступление предваряла артподготовка. Вначале удалось продвинуться примерно на 20 км, но прорвать оборону противника не смогли, закрепились на достигнутых позициях и держали оборону. Несколько раз ходили в атаку, необходимо было удержать здесь силы противника, чтобы они не перешли под Киев, где готовилось новое наступление наших войск. Севернее Киева была переброшена 3-я танковая армия, а механизированные части, где находился Дмитрий Николаевич, оставались на плацдарме, держали оборону. В одну из таких отвлекающих атак поднимались ночью, а утром обнаружилось, что группа примерно из 40 человек оказалась в окружении. Сохранялся небольшой «коридор», но он обстреливался. Те, кто попытался через него уйти, погибли. Группа укрывалась в кювете, он спасал бойцов.
Лейтенант сказал тогда Дмитрию, что остался один его пулемет, надо отстреливаться. Но пулемет отказывался стрелять, требовал ремонта. К счастью, сумели найти холщовую сумку, в которой был комплект всего необходимого для ремонта пулемета.
В течение дня Бобков непрерывно стрелял, держа в напряжении противника, не давал закрыть «коридор». От непрерывной стрельбы он почти оглох. Когда стало смеркаться, услышал, что кто-то трясет его за плечо. Оказалось – комсорг, он сказал, что надо уходить, иначе замкнут в окружении. Боец Бобков пулемет оставил, но замок и возвратную пружину вынул, чтобы им не смогли воспользоваться немцы. Они успели выйти из окружения.
В октябре 1943 года сержант Бобков был тяжело ранен в ногу. Лечили его сначала в полевом госпитале под Курском, потом в Соломбале – пригороде Архангельска. Там он лечился полгода.
После госпиталя Дмитрия Бобкова направили на учебу в Пуховическое пехотное училище в г. Великий Устюг Вологодской области. По окончании училища в апреле 1945 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта, он был направлен служить командиром пулеметного взвода на 1-й Украинский фронт в Германию, в запасной полк. Там и встретил День Победы. Дальше – Хайнбург, Австрия, Сигет, Венгрия. Началось формирование новых частей воздушно-десантных войск, куда подбирались кадры.
В 1946 году Бобков направлен в Селецкие лагеря под Рязанью. Весной был сформирован парашютно-десантный полк. Началась служба в воздушно-десантных войсках. Первый прыжок с парашютом молодой лейтенант совершил в Белоруссии, в пригороде Полоцка. Затем служил в десантном полку в Литве, в Каунасе.
Со своей будущей женой, Ульяной Григорьевной, Дмитрий Николаевич познакомился в Полоцке, а поженились они в Каунасе. Семья быстро разрасталась, родились три дочери: Валентина, Наталья и Любовь. На новое место службы в Рязань поехали все вместе.
За время службы Дмитрий Николаевич совершил 384 прыжка с парашютом. Прыгал зимой, летом, в незнакомой местности, на воду, на лес. Принимал участие в различных учениях с перелетом на малые и большие расстояния, в том числе в первых учениях, когда десантировались с большой высоты с применением кислородных масок. За отличную работу на маневрах Белорусского военного округа министр обороны, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков наградил Бобкова именными часами.
Д.Н. Бобков закончил службу в звании полковника в должности старшего преподавателя кафедры вооружения и стрельбы десантного училища г. Рязани.
Среди его наград особое место занимают боевые, те, за которые он заплатил своей кровью: орден Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За боевые заслуги».
Дмитрий Николаевич очень любит песни о войне. Они трогают его сердце особым образом. В песне «На безымянной высоте» есть слова: «…нас оставалось только трое из восемнадцати ребят». Слушая эту песню, ветеран вспоминает о том, что из пулеметной роты, которая была сформирована под Тулой в количестве 55 человек, оставалось только трое, когда его, раненого, отправляли в госпиталь.
На пенсии ветеран занимается сугубо мирными делами: рыбалкой, садоводством, сбором грибов и ягод. Супруга, Ульяна Григорьевна, ушла из жизни 10 лет назад, но Дмитрий Николаевич всегда окружен вниманием детей, внуков и правнуков.
…А два года назад вновь судьба решила испытать на прочность бесстрашного ветерана: заболел Дмитрий Николаевич, врачи настаивали на срочной операции. Был конец апреля. И Бобков без колебаний принял решение: «Я старый солдат, и мое место в строю на Параде Победы». И, несмотря на уговоры близких, не пошел тогда в больницу, дождался Дня Победы и прошел в строю ветеранов.
Елена Карева