Но если Гололобовы (такой была девичья фамилия Валентины) поначалу особенно не страдали от голода, то Клишиным пришлось туго. А тут еще одна беда пришла, причем из соседского угла. Недобрый сосед ночью уволок из их сарая последний узелок муки. Мать, Агафья Карповна, знала, кто унес с их двора узелок этот, но доказательств никаких не было. Поэтому после долгого молчания, улыбнувшись через силу, тихо сказала:
– Ничего, ребята, ничего. Господь накажет обидчика. А мы – выдюжим…
Они собирали лебеду, картофельные очистки, пекли из них синие оладьи. И работали. Мать – в колхозе. Александр тоже не сидел без дела – пас скот, помогал на уборке… Все – для фронта. Все – для Победы! И – выдюжили! Более того, все вышли в люди. Александр Филиппович с детства медициной бредил, потому и закончил после службы в армии Рязанский медицинский.
А когда спустя годы Господь намерился наказать того обидчика, который их муку украл, Александр Клишин не позволил. Хотя мать, затаив обиду, пыталась повлиять на ситуацию. Но Александр Филиппович, к тому времени хирург и доброй души человек, от клятвы Гиппократа не отошел.
ПЕРВОЕ АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Что, заинтригованы? А не думали ли вы о том, что многое в нашей жизни совершенно не случайно? Отдаленное и близкое – все связано со всем. И никто не знает, скажем, каким событием станет та Сашкина поездка за соломой к Гололобовым. Ведь дедушка у Валентины был председателем колхоза «Красный пахарь». Вот и шли к нему люди, и он, как мог, помогал.
Та поездка – удивительный миг, о котором потом и не вспомнить. Можно не вспоминать и о той ночи, когда исчез из сарая узел с мукой. Но Господь распорядился иначе. И та поездка привела к неожиданным последствиям.
Хирург Клишин дежурил в больнице, когда в его палату попал тот самый тать из далекого военного детства. Александр знал его и в лицо, и по фамилии – мать обо всем ему рассказала.
Агафья Карповна, мудрая женщина, уговаривала Александра отказаться от той операции. Но он решил оказать необходимую помощь. И сделал сложнейшую операцию. И выходил, поставил на ноги больного. И даже ничего не сказал своему бывшему соседу.
Ну да ладно, Бог с ним, с этим односельчанином. Вернемся мы лучше в ту последнюю военную осень, когда Сашка шагал по первому зазимку к председателю колхоза «Красный пахарь» за соломой для своей коровки. Ему было хорошо. Пошел первый робкий снег, сразу все высветил окрест и почему-то заставил еще тревожнее биться сердце.
Он распахнул дверь добротного дома Гололобовых, остановился на пороге. А тут вдруг из-за двери горницы мелькнули любопытные карие глаза. Девчушка лет 12 внимательно и чуть кокетливо смотрела на паренька. И мелькнула молния, и раздался гром.
ВТОРОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ АВТОРА. Так вот, дорогие мои читатели, мы сейчас подходим к самому главному. И это главное – ЛЮБОВЬ. Представьте себе, той девчушкой в светлой горнице была пятиклассница Мордовской средней школы, где учился Сашка, Валюша Гололобова, а сейчас – Валентина Николаевна Клишина. Послушаем ее.
– Послевоенные годы для нашей семьи были самыми трудными. Я окончила 7 классов. Голодной школу было заканчивать трудно, но училась хорошо. У моей подружки Риммы отец был где-то главным в торговле, а она училась слабенько. И они как-то пригласили меня к себе, чтобы я готовилась к экзаменам вместе с ней и кормилась с ними вместе. Но я ела и думала о своих близких.
Окончила школу хорошо. Знакомые предложили пойти работать в магазин, но мне хотелось учиться. И вот мы, 22 человека, окончившие 7 классов, отправились в Сасово поступать в техникум. Ехать надо было через Моршанск с рабочим поездом. Сдала я одна все экзамены, но документы забрала, так как поняла, что без денег и общежития не потяну.
Накануне первого сентября ко мне пришла подруга и рассказала, что поступила в Моршанский техникум – там общежитие. Так я стала студенткой библиотечного техникума. Был теплый кров над головой, получали карточки на хлеб и подсолнечное масло, небольшую стипендию, и уже было хорошо. Хлеба давали, по-моему, по 400 граммов на день и на месяц – полкилограмма масла. Но мы этот хлеб и масло не ели, а продавали на рынке, собирали деньги себе на чулки и одежонку. И ездили на подножках «работяги» каждый выходной домой, чтобы оттуда привезти картошечки, домашнего картофельного хлеба. Иногда пшена. Так продолжалось три года. Учеба шла хорошо, я была активисткой – и старостой, и секретарем комсомольской организации. Участвовала в самодеятельности. И, главное, в это время меня посетило великолепное чувство – Любовь! Как-то неожиданно все стало в другом свете. Жить стало как-то радостнее, многогранней, что ли. Этот мальчик приглянулся еще в пятом классе. 7 ноября 1948 года он впервые проводил меня из клуба до дома. И началась наша дружба. Я начала даже писать стихи, вот до чего влюбилась! И этой любви уже теперь 62 года.
Сашка зашел в клуб, и его словно ножом полоснуло по сердцу. Недалеко от сцены стояла та самая девчушка из его снов и военного детства. Преодолев робость и волнение, он подошел к ней, пригласил на танец. А потом проводил до дома. Они даже дышать-то боялись, не то что целоваться. Валентина все больше молчала, отвечала на вопросы односложно, а он говорил, говорил, говорил…И потом, простившись у калитки, бежал до дома самый счастливый человек по имени Александр Клишин! И ничего, что у тебя колотится, словно сумасшедшее, сердце – ты влюбился!
А Валентина, закрыв калитку, долго-долго сидела у окна, закрыв лицо руками. Ничего не поделаешь, Валюша, это – любовь. И эту любовь и Саша, и Валентина хранят в сердцах своих до сей поры.
На вопросы о секрете их отношений Александр Филиппович и Валентина Николаевна отвечают:
– Главное – это забота, терпение и любовь!
Смотрит, скажем, Валентина Николаевна сериал про любовь, вдруг возьмет да и обернется к супругу:
– И я тебя люблю, Саша.
А когда садится Александр Филиппович обедать, то Валентина Николаевна обычно рядом стоит, по голове его так нежно-нежно гладит. И смотрит так, как будто на первом свидании они.
Бережет она своего мужа, ох как бережет! Когда писал Александр Филиппович диссертацию, супруга сама на цыпочках ходила и никого из детей к нему не подпускала. А уж коли Валентина Николаевна заболеет, Александр Филиппович такой кругом уют и порядок наводит, что от одного этого вся хворь сразу проходит.
Умеют они друг друга понимать. Помнится, казус произошел в самом начале их семейной жизни. Валентина разносолы готовить тогда не умела и напекла как-то блинов. Правда, забыла положить маслица, яиц, чего-то там еще для вкусноты. Словом, мука да вода.
Пришел Александр с работы, сел за стол. Один блин положил себе на тарелку, другой. Ест да нахваливает:
– Ох, какие блины у тебя вкусные, Валюша! И какая же ты у меня мастерица …
Попробовала сама Валентина эти блины, удивилась:
– Да их же есть невозможно!
На что Александр Филиппович возразил:
– Главное, что мне нравится…
Он никогда не перечит своей супруге. Они никогда не жалуются на жизнь и обстоятельства. Когда негде было жить младшей сестренке Валентины Галине, приютили всю семью. Так впятером в 16-метровой комнате и жили в Рязани. И были счастливы. Валентина Николаевна работала в областной детской библиотеке. Ушла на пенсию с должности ее руководителя.
А когда трехкомнатную квартиру получили, то, наверное, все жители Сараевского района там перебывали. Кто заезжал переночевать, кто на несколько дней останавливался. Знали, что Клишины никогда ни словом, ни косым взглядом не обидят. Открыта дверь и для пациентов Александра Филипповича в любое время дня и ночи. И люди к нему идут. А если вдруг он на даче у детей своих в Деулине пойдет с внучкой Леной купаться, то до Пры не дойдет. Все с расспросами к нему, с просьбами да предложениями. А он отказать никому не в силах. Так что купалась Лена в основном одна в речке Пре.
Вот этой доброте, этому мудрому спокойствию они учат детей своих и внуков. Особенно старшей внучке Леночке свою любовь и ласку отдают.
ТРЕТЬЕ ОТСТУПЛЕНИЕ АВТОРА. Я недаром перешел от супругов Клишиных, которые 16 августа отметили свою изумрудную свадьбу – 55 лет вместе, к их внучке Лене. Потому что очень связаны между собой внучка Елена и одна из операций Александра Клишина, хирурга, Заслуженного врача России, создателя ортопедической службы области, автора 85 статей, 93 рацпредложений, трех изобретений и создателя почти 50 новых инструментов.
На операционный стол к Александру Филипповичу попал четверть века назад мальчик Володя. Операция выполнена успешно, хотя хирургу пришлось изрядно несколько часов попотеть. Теперь у Володи даже швов не заметно. Александр Филиппович сегодня шутит:
– А я знал, что Володька войдет в нашу семью, поэтому тогда и старался…
Да, так уж случилось, что через двадцать пять лет познакомился он с девчонкой по имени Лена. То была внучка Александра Филипповича и Валентины Николаевны. И теперь молодым есть с кого брать пример Любви, Преданности, Нежности и Верности.
А свадьбу Володя и Лена сыграли за три недели до юбилейной свадьбы бабушки и дедушки. Могли бы день в день, но не стали этого делать специально. И все потому, чтобы было больше поводов у них встретиться за праздничным столом.
От всей души хотелось бы поздравить супругов Клишиных с изумрудной свадьбой, пожелать им долголетия и любви.
Любите и вы друг друга…