02:28 МСК
Вторник
16 / 07 / 2024
1794

Пусть меня научат

В Рязанском технологическом колледже родителям старшеклассников рассказали о рациональном подходе к выбору профессии

Обычно школьная профориентация ограничивалась рассказом учителя о профессиях на классном часе. В лучшем случае – показом видеопрезентации. В этот раз представительство рассказчиков о нужных и важных профессиях было куда более весомым, чем родители привыкли видеть за годы обучения их детей в школе.

Помимо преподавателей колледжа и работодателей по профильным специальностям, в разговоре участвовали заместитель Председателя Правительства Рязанской области Елена Буняшина, министр труда и занятости населения Юлия Рокотянская, заместитель министра образования Дмитрий Боков. Говорили об одном – как помочь детям выбрать в жизни правильную дорогу.

Семья Алешиных пришла на собрание в полном составе. Родители девятиклассницы посчитали, что их дочери Алене будет полезно послушать разговор взрослых на тему, ставшую на долгие годы актуальной благодаря стихотворению Владимира Маяковского «Кем быть», написанному почти девяносто лет назад.

– Дочери пора выбирать профессию, – говорит Александр Алешин. – Самой ей пока трудно сделать осознанный выбор. Нам надо помочь, подсказать, а для этого мы сами должны хорошо разбираться в том, какие профессии сейчас важны и почему. Надеемся, что нам об этом сегодня расскажут. Тем более что живем мы рядом с колледжем и давно к нему приглядываемся.

Пришла на собрание с дочерью Анастасией и Светлана Митюшина. Она проживает на другом конце города, но Светлану Николаевну не смущает, что ее дочь будет добираться до места учебы с несколькими пересадками.

– Мы об этом колледже давно слышали от тех, кто здесь учился, – говорит Светлана Митюшина. – Теперь важно самим составить представление о тех профессиях, по которым здесь обучают.

Желающих узнать о секретах среднего профессионального образования оказалось значительно больше, нежели мест в аудитории. А чтобы информация лучше усваивалась, организаторы всех угостили чаем с ароматными булочками (продукция учащихся одного из отделений колледжа), ведь люди пришли на родительское собрание после работы. Принято считать, что собрание – формат общения не особо привлекательный. Пришел – отсидел – ушел. Но тем, кто собрался в Рязанском технологическом колледже, скучать не пришлось.

– Сегодня в школах учителя рекомендуют детям поступать в вузы, – говорит министр труда и занятости населения Рязанской области Юлия Рокотянская. – У нас – иная позиция. Анализ рынка труда говорит о том, что после окончания вуза найти работу и в нашем, и в других регионах будет непросто. Рынок перенасыщен специалистами с высшим образованием. А вот рабочих рук во многих отраслях экономики не хватает.

В последние годы в регионе складывается нерадостная картина с трудоустройством выпускников вузов по некоторым ранее престижным специальностям.

– В конце девяностых, начале нулевых большинство родителей ориентировали своих детей, в основном, на получение высшего образования по специальностям экономического и юридического направлений, – говорит заместитель министра образования Рязанской области Дмитрий Боков. – Но мало кто тогда задумывался о том, где их дети будут работать. Тенденция эта до сих пор, к сожалению, сохраняется, что ведет за собой переизбыток квалифицированных специалистов на рынке труда. По независимой оценке, на работу из них устраиваются сегодня не более 15 процентов.

В колледжах ситуация иная. Какие-то учебные заведения стали популярными за счет введения новых специальностей. Например, в Рязанском аграрном техникуме начали готовить спасателей и кинологов. А в большинстве ссузов продолжили обучение по традиционным специальностям, но за счет модернизации учебно-материальной базы, повышения квалификации преподавателей, поиска обоюдного интереса с работодателями смогли добиться того, что на вступительных экзаменах уже появился конкурс. А поскольку появилась конкуренция – повысилось качество подготовки специалистов.

– За нашими ребятами работодатели очередь занимают, когда они еще за партами в колледже сидят, – говорит директор Рязанского технологического колледжа Николай Баранов. – И если раньше выпускники с трудом находили себе работу, соглашаясь на любые условия, то в последние годы они уже выбирают предприятие, а в числе критериев выбора – «белая зарплата», возможность карьерного роста, социальный пакет. Мы в свою очередь договариваемся с предприятием о прохождении практики и возможности обучения на их базе. В выигрыше – все. Главное, чтобы родители поняли, что начинать их детям путь во взрослую жизнь надо не с высшего, а со среднего профессионального образования. Высшее они получат потом, но подойдут к этому уже более осознанно.

В Правительстве Рязанской области считают, что учебные заведения региона должны сегодня готовить кадры только по профессиям, востребованным на рынке труда. И донести эту позицию нужно не только до родителей и педагогов системы среднего профессионального образования, но и до предприятий.

– Губернатор Олег Ковалев нацеливает нас на то, чтобы мы не только рассказывали родителям об образовательном учреждении и показывали его возможности, – говорит заместитель Председателя Правительства Рязанской области Елена Буняшина. – На встречи с родителями мы теперь приглашаем работодателей. Ведь одна из главных составляющих профориентационного процесса – востребованность специалистов. Работодатели заявляют о своих условиях приема выпускников ссузов, выслушивая при этом пожелания и педагогов колледжа, и родителей абитуриентов.

По мнению организаторов проведения родительских собраний, каждая сторона получает необходимую информацию, а все вместе – понимание того, что ориентация на профессию – дело не только школы, либо колледжей и вузов, а это целая система взаимоотношений разных людей, направленная на решение главной задачи – подготовки необходимых для экономики страны кадров.

Судя по деловому настрою организаторов родительского собрания в колледжах – это не разовая спонтанная акция в профориентационной работе со школьниками, а системная работа, являющаяся частью реализации принятой Министерством образования РФ «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года». Документ определяет основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Цель стратегии – создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

Кстати, в Рязанском технологическом колледже, где состоялся важный разговор с родителями абитуриентов, со следующего учебного года открывается отделение строительных технологий. Это еще одно свидетельство того, что в регионе система подготовки рабочих кадров развивается успешно.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 54 (4848) от 31 марта 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Итоги подведены, планы намечены

Высокое качество – стабильные цены

Апрельские повышения

Весна на жилищном рынке
Количество обратившихся за ипотечными кредитами рязанцев в течение последних двух недель заметно возросло
Светлана Максимова
Вести районов
Читайте в этом номере: